Как проверить вентилятор на ноутбуке. Автоматическая регулировка оборотов кулеров для снижения шума Проверка работы кулера

Перегрев ноутбука - частая причина обращения в сервисный центр. В лучшем случае ноутбук заметно «тормозит». В худшем - высокая температура приводит к поломке. Причины разные: неправильная эксплуатация, забитые пылью вентиляционные отверстия, износ термо-интерфейса и даже изначально неудачная конструкция. Попробуем разобраться, что вызывает причины перегрева, и как с ними бороться.

Из чего состоит

Система охлаждения ноутбука состоит из вентилятора (или вентиляторов), радиаторов и вентиляционных отверстий на корпусе. Типовая конструкция - медный радиатор змейкой проходит через процессор и чипы видеокарты, ведет к вентилятору, который выдувает горячий воздух через отверстие в корпусе ноутбука. В местах контакта радиатора с чип, между ними находится слой термо-интерфейса: терморезинка или термопаста.

Как определить температуру

Современные ноутбуки умеют диагностировать себя самостоятельно. Почувствовав, что температура «переваливает» за нормальную, ноутбук снижает производительность. Про такое говорят, что «компьютер стал тормозить». В более сложных ситуациях, ноутбук аварийно отключается и при следующей загрузке выводит предупреждение о проблеме. Но только на интеллект ноутбука уповать не стоит. Самостоятельно определить высокую температуру можно «на глаз». Если вы чувствуете, что ноутбук греется заметно сильнее, чем при покупке, то нужно принимать меры. Кому ближе научный подход - рекомендуем установить программу-термометр. Например, HWMonitor. Обратите внимание, что замеры нужно делать в «нагруженном» состоянии - при просмотре фильма, при работе с 3D-графикой или во время игры.

HWMonitor показывает температуру чипсета (THRM), ядер процессора (Core #0 и Core #1), чипа видеокарты (GPU Core) и жесткого диска (HDD). Максимальные температуры оборудования зависят от модели, но есть ориентировочные цифры:

  • процессор - 75-85°;
  • видеокарта - 70-90°;
  • винчестер - 50-60°;
  • чипсет - до 90°.

Если температура превышает верхний предел, имеет смысл обратиться за помощью специалиста.

Причины перегрева и необходимые меры

Неудачная конструкция системы охлаждения

Увы, бывает, что перегрев связан с конструктивными особенностями ноутбука. Обычно такой ноутбук сильно греется с первого дня работы, либо после недолгой эксплуатации, т.к. более восприимчив к причинам, о которых пойдет речь ниже.

Отчаиваться не нужно. Соорудите на своем столе несложную конструкцию, как на фото. Просто немного приподнимите задний торец. Это улучшит циркуляцию воздуха, и температура может снизиться на 5-10 градусов. Способ можно применять где угодно - подойдет обычная книжка.

Большего эффекта можно добиться с помощью специальной охлаждающей подставки. Подставка представляет собой конструкцию с вентиляторами. С ними можно добиться снижения температуры на 5-15 градусов. Из недостатков - большие габариты и необходимость во внешнем питании от розетки или USB.

«Народные умельцы» предлагают и более оригинальные решения.

Неправильная эксплуатация

Ноутбуком можно пользоваться только на твердых поверхностях - на столе или на подставке. В крайнем случае - на коленях (хотя долго в такой позе просидеть сложно). Все дело в вентиляционных отверстиях. Когда ноутбук стоит на столе на небольших «ножках», под его корпус поступает воздух. При установке ноутбука на мягкую поверхность (в кровать, на диван, на толстую скатерть) вентиляционные отверстия оказываются закрыты. Горячий воздух не отводится, холодный не поступает, и температура внутри корпуса растет.

Рекомендация очень простая: перестать эксплуатировать ноутбук неправильно. Работать за столом. А если вы не представляете себе жизни без ноутбука в постели, используйте прикроватные столики и подставки. Последние, например, можно купить в Икее.

Отверстия и вентилятор забились пылью

Это происходит практически со всеми ноутбуками. Пыль скапливается внутри корпуса, забивает вентиляционные отверстия и ухудшает работу вентиляторов. Рекомендуется проводить плановую чистку после окончания гарантийного срока и каждый следующий год. Чистку можно проводить только изнутри. Никакой пылесос, специальный «компьютерный» или мощный домашний, не смогут вытянуть всю пыль через забитые отверстия.



А еще разборка-сборка требуют определенных знаний. Хотя бы теоретических. Будет печально наблюдать, как треснула материнская плата из-за того, что винты были завинчены не в той последовательности.

Замена термо-интерфейса

Как мы уже говорили в самом начале, в местах контакта радиатора с чипами между ними находится прослойка терморезины или термопасты. При замене термо-интерфейса важны не только знания, но и навык. Слишком толстый, тонкий или неравномерный слой может привести к тому, что ноутбук будет греться еще больше, чем раньше. Как правило, замену термо-интерфейса совмещают с чисткой от пыли.

Выход системы вентиляции из строя

Система вентиляции ноутбука состоит из двух частей:

  • Система теплоотвода - совокупность термотрубок и радиаторных решеток. Предназначена для передачи тепла от кристаллов процессоров к радиаторам, где это тепло рассеивается потоком воздуха.
  • Самого вентилятора. На некоторых моделях ноутбуках может отсутствовать.

Чаще всего из строя выходит сам вентилятор, обычно из-за перегрева заклинивает подшипник или разбалтывается со временем и начинает «трещать». В «умных» ноутбуках, при неисправном вентиляторе, при старте БИОС выдает сообщение об ошибке системы охлаждения. Для диагностики такой неисправности в более бюджетных ноутбуках достаточно поднести руку к выходной решетке радиатора при значительной нагрузке, отсутствие потока воздуха и шума вентилятора свидетельствует о неисправности вентилятора.

Вторая распространенная неисправность системы охлаждения - неисправность термотрубок. Термотрубки перестают проводить тепло от процессора к радиаторной решетке. При этом вентилятор будет работать на полных оборотах, из ноутбука будет выводиться холодный поток воздуха, но процессор будет перегреваться. Данная неисправность опасна для ноутбука выходом из строя процессора или материнской платы.


Но фото видно, что термотрубка оторвана от медной пластинки, теплоотвода от процессора нет

С такими неисправностями можно бороться только одним способом - заменой.

Итак, если ваш ноутбук стал слишком сильно греться, убедитесь, что вы правильно его используете. Если проблемы проявляются при работе на твердых поверхностях - несите в сервис. Пока это всего лишь повышение температуры. Но если ничего не делать, это может привезти к серьезным физическим поломкам оборудования. Лучше профилактика.

При возникновении неполадок в функционировании системы охлаждения первым делом следует проверить работу кулера. В большинстве случаев подобные проблемы связаны именно с данной деталью. Чтобы проверить исправность кулера ноутбука вам не потребуются особые знания или специальное оборудование. Это можно сделать в домашних условиях следующими способами:

  • При помощи программы SpeedFan;
  • Путем подключения к другому устройству;

При обнаружении каких-либо проблем с системой охлаждения, рекомендуется как можно быстрее устранить их для предотвращения перегрева и последующего выхода из строя комплектующих. Представленные ниже способы подходят для ноутбуков самых разных фирм: samsung, acer, asus, hp, lenovo, поэтому можете не переживать на счет совместимости.

Проверка через программу

SpeedFan — специальная программа для теста всех установленных вентиляторов, позволит быстро установить состояние и степень работоспособности устройства, не разбирая его. Используя данную утилиту, пользователь получает полный контроль над , и может настраивать скорость вращения при той или иной температуре.

Для этого необходимо :

Конечно, можно не менять язык, потому что интерфейс SpeedFan и так вполне понятен, и видно, какие компоненты имеют нормальную температуру, а какие греются слишком сильно. Однако для максимального удобства следует проделать все вышеуказанные действия

Аппаратная проверка

Второй вариант, как проверить кулер ноутбука на работоспособность – это аппаратная проверка путем разборки лэптопа. Перед тем как разобрать и узнать, работает ли вентилятор, тщательно рассмотрите инструкцию по разборке вашего устройства, чтобы ничего не испортить. Если же лэптоп и вовсе еще на гарантии, то не разбирайте его самостоятельно. Лучше отнесите в сервисный центр, чтобы не потерять гарантию. Опытные мастера найдут и решат возникшую проблему, и не придется ломать голову над тем, как проверить, крутится ли кулер.

Если же вы решили самостоятельно разобрать ноутбук, то учтите, что вытаскивать вентилятор совсем необязательно. Достаточно получить доступ к проводам, с помощью которых его можно было бы подключить к другому устройству. Возможно, это поможет сэкономить вам драгоценное время. Чтобы проверить, работает ли кулер, вам понадобится лишь кабель USB со штекером с одной стороны, и двумя проводами (+) и (-) с другой. Далее соединяете провода USB кабеля с проводами вентилятора (черный к черному, красный к красному), после чего USB кабель подсоединяется к другому компьютеру.


Что мы получаем? Если кулер не крутится, то вся проблема состоит в его работоспособности, в таком случае требуется его , если же наоборот, он вращается без каких либо проблем, то причина перегрева совсем в другом. Как вариант, следует произвести замену термопасты на процессоре и тщательно . Если и это не помогло, то придется обратиться в специализированный сервис.

Теперь вы знаете, как проверить работу вентилятора двумя простыми, но эффективными способами. Выбирайте наиболее подходящий и будьте уверены, что с их помощью вы обязательно найдете причину неполадок.

При активном использовании любого ноутбука, в частности, в летнее время, их пользователи могут часто сталкиваться с проблемой перегрева. Такой «конфуз» может приводить не только к незначительным подтормаживаниям операционной системы, но и к порче основных деталей системного блока – процессора (читайте нашу статью, о том ), видеокарты и материнской платы. С целью понижения температуры внутри лэптопа можно принудительно включать вентилятор по необходимости. О том, как это сделать, читайте в нашей статье.

Обратите внимание, что перед тем, как выполнять какие-либо манипуляции с ноутбуком, необходимо предварительно убедиться в работоспособности кулера в целом. Также не забудьте проверить вентилятор на загрязненность, ведь из-за избытка скопившейся пыли мусор может мешать оперативной работе лопастей.

Итак, начнем с рассмотрения вопроса о принудительном запуске вентилятора с помощью системы БИОС. На практике, при запуске устройства вне зависимости от его модели или марки сперва запускает процесс охлаждения, что можно легко подтвердить наличием соответствующего шума.

Стоит отметить, что в некоторых случаях вентилятор может быть установлен неправильно из-за проблем с подключением полярности. Это можно проверить опять же при запуске системы охлаждения при включении лэптопа. Поднесите нитку или кусок бумаги к вентиляционному отверстию и проследите за тем, чтобы поднесенный объект стал колебаться. В таком случае система работает правильно. В ином случае объект будет прилипать к отверстию, что подтвердит проблемы с охлаждением.

Возможность управления функциями вентилятора посредством команд в БИОСе встречается довольно часто.



Очевидно, что для более качественного охлаждения ноутбука нужно будет включить режим Турбо. Однако вы также должны понимать, что износостойкость самого вентилятора при постоянной работе будет значительно снижаться и может привести к поломке.

На заметку! Не все лэптопы обладают возможностью настройки вентилятора с помощью БИОСа, так что в некоторых случаях приходится задействовать специальные программы, речь о которых пойдет далее.

Запуск вентилятора с помощью программы SpeedFan

Итак, если ваш ноутбук не поддерживает настройку скорости и времени работы вентилятора через БИОС, можно воспользоваться бесплатной программой SpeedFan. Для настройки скорости вентиляции посредством этого софта потребуется:

  1. Скачайте SpeedFan на сайте разработчика или другом надежном источнике.

  2. Установите SpeedFan на лэптоп, следуя инструкции установщика.

  3. Запустить программу через ярлык на рабочем столе.

  4. Перейти в раздел «Показатели». В этом разделе вам предоставится возможность задать процентную мощность работы вентилятора.

  5. Кроме того, эта программа позволяет настраивать критерии работы других составляющих компонентов ноутбука. В разделе «Конфигурация» вы сможете указать температуру работы жесткого диска, процессора и материнской платы, а также указать параметры температуры при которых система будет сообщать вам о перегреве.

Примечание! Стоит отметить, что помимо SpeedFan, на просторах интернета можно найти и другие подобные программы. К примеру, утилита AMD OverDrive позволит осуществить настройку любых критериев работы системы в случае, если на вашем лэптопе установлен чипсет от AMD. Для интеловских процессоров также есть специально разработанный софт — Riva Tunes.

Запуск вентилятора на ноутбуке с помощью команд Windows

Операционные системы Windows, начиная с 7-ой версии, также имеют встроенные утилиты для управления мощностными критериями работы ноутбука. Для их настройки потребуется:

  1. Открыть «Панель управления» и выбрать раздел «Электропитание».

  2. Выберите любой план электропитания и перейдет в раздел настроек, где нужно будет найти пункт «Изменить дополнительный параметры питания».

  3. В списке настроек выберите пункт «Управление питанием процессора».

  4. В нем выберите подпункт «Политика охлаждения системы».

  5. Во всех настройках установите параметр «Активный». Нажмите «Применить», затем «ОК».

Теперь вентилятор будет постоянно включен, что позволит вам избежать лишнего переохлаждения системы и различных «подтормаживаний».

Видео — Как настроить автоматическое охлаждение на компьютере или ноутбуке?

Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на машине, работает в сложных высокотемпературных условиях. Повышение температуры вызвано размещением камер сгорания в цилиндрах блока и распространением выделяемого тепла по всем деталям двигателя, а также от трения поршней цилиндрах и различных подшипников (качения и скольжения) при выполнении возвратно-поступательного движения и вращения деталей.

Почему не работает вентилятор радиатора.

Неконтролируемое повышение температуры приводит к разрушению трущихся деталей и полному заклиниванию двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, в двигателе существует система охлаждения, назначение которой вытекает из её названия.

На двигателях внутреннего сгорания могут применяться такие виды охлаждения: воздушные (открытого типа); жидкостные (закрытого типа); комбинированные (воздушно-жидкостные). Назначение и работа вентиляторов всех видов охлаждения примерно одинаковы. Различаются они приводом вращения и управлением работы. По привадам вращения различают: механические, электрические, электромагнитные и гидравлические приводы вращения вентилятора.

К механическим приводам вращения вентилятора относятся клиноременные и получающие вращение от зубчатого . К недостаткам данных приводов можно отнести: постоянную их работу (при запущенном двигателе), а соответственно, отбор мощности и перерасход топлива; малую эффективность регулировки температурных режимов из-за невозможности регулировать частоту вращения вентилятора или обеспечивать его отключение; большую нагрузку на насос охлаждающей жидкости, приводящую к быстрому выходу его из строя.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы лишены недостатков, перечисленных выше. Эти приводы управляются автоматически, поддерживают заданный температурный режим двигателя, снижаются динамические нагрузки на лопасти, снижается шум при движении автомашины. К недостатком этих приводов относятся: сложность конструкции, высокая стоимость агрегатов и ремонта в целом.

Отказов в работе вентиляторов с механическим приводом может быть много. Остановимся на более характерных:

- ослабло натяжение ремня (ремней) привода вентилятора из-за некачественной регулировки или вытяжки ремня;

Пробуксовка ремня из-за попадания на него смазочных материалов;

Ослабление ремня (ремней) из-за ослабления гаек крепления генератора или натяжного ролика;

Заклинивание подшипника вала насоса охлаждающей жидкости (разрушение подшипника из-за отсутствия смазки, увеличенная статическая нагрузка на подшипник из-за перенатяжения ремня привода вентилятора…);

Расслоение ремня привода;

Обрыв ремня привода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Если не вступает в работу вентилятор с электрическим приводом, то при диагностике, в первую очередь, нужно исключить механические повреждения вентилятора и разрушение подшипника вала вентилятора.

При проверке электрической части привода вентилятора необходимо убедиться в целостности предохранителей вентиляторов, проверить целостность и соответствующую длину щёток электродвигателя, а также убедиться в целостности электропроводки; проверить исправность коллектора и обмоток двигателя. Неисправность может возникнуть, из-за нарушения в работе датчика температуры, реле или ослабления контактов в разъёмах, а также . Ещё одной из причин невключения в работу вентилятора может быть отказ термостата. Причины невступления в работу вентиляторов с гидравлическим приводом могут быть такие же, как и с механическим приводом, плюс отказ в работе гидромуфты.

Как проверить вентилятор радиатора самостоятельно.

Проверка вентилятора охлаждения радиатора с механическим приводом больших сложностей не представляет. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за указателем температуры охлаждающей жидкости, не допуская её перегрева (тем более кипения). Для того чтобы убедиться в надёжной работе вентилятора, необходимо произвести визуальный осмотр и убедиться в целостности ремней (отсутствие обрыва, расслоения), отсутствии замасливания ремней.

Проверить натяжение ремней привода вентилятора, и если оно ослабло, убедиться в надёжности крепления генератора (натяжного ролика), отсутствии вытяжки ремней. Проверить отсутствие заеданий при вращении вентилятора (проверять при снятых ремнях), его заклинивание, отсутствие люфта в подшипниках насоса охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности вентилятора с электрическим приводом требует элементарных навыков работы с электричеством. Проверку необходимо начинать с анализа показаний указателя температуры охлаждающей жидкости. Если обнаружено повышение температуры, необходимо установить его причину. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора.

Убедившись, что имеются нарушения в работе вентилятора, приступить к поиску неисправности. В первую очередь, проверить работу механической части, то есть отсутствие видимых повреждений, убедиться, что вентилятор вращается свободно, без заеданий, а также проверить работоспособность термостата. После этого приступить к проверке электрической части. В первую очередь, необходимо проверить целостность предохранителей. Если предохранитель (предохранители) перегоревший, ищем, где произошло короткое замыкание. Если все предохранители целы, проверяем работоспособность электродвигателя вентилятора (вентиляторов).

Работу электродвигателя можно проверить аварийным включением вентилятора, для этого необходимо отсоединить клеммы от термодатчика и запустить двигатель – вентилятор должен работать. Более надёжную проверку электродвигателя можно произвести, подсоединив аккумуляторную батарею к двигателю напрямую. Если электродвигатель не работает, проверить исправность электрощёток, целостность обмотки, исправность коллектора. Если электродвигатель работает, проверить исправность реле включения вентилятора.

Для этого необходимо снять блок с реле включения вентиляторов. Активировав аварийное включение вентиляторов, поочерёдно вытаскиваем реле из гнезда, по выключению вентиляторов определяем их работоспособность. Проверяем исправность минусовых и плюсовых проводов, их целостность, отсутствие оплавления изоляции, оголение проводов, надёжность контактов в разъёмах.

Проверить наличие минуса, поступающего от ЭБУ на реле включения вентиляторов. При выявлении неисправных деталей производится их замена, а также дальнейшая проверка исправности электропроводки, для того чтобы исключить повторный выход из строя вентиляторов.

Что нужно для проверки вентилятора радиатора.

Для проверки вентилятора радиатора с механическим приводом специального оборудования не требуется. Целостность и исправность привода вентилятора, а также его самого, определяется внимательным осмотром с использованием инструмента, которым укомплектована машина. Для выполнения ремонта необходимы соответствующие запасные части.

Для проверки вентилятора с электрическим приводом, кроме автомобильного инструмента, необходимо иметь индикатор (для проверки исправности электропроводки), тестер (для проверки исправности электропроводки, а также замера напряжения и сопротивления деталей). Данная работа высокой квалификации не требует, но требует достаточно много времени для обнаружения неисправности (чем меньше опыт, тем больше времени требуется), а также неукоснительного соблюдения мер безопасности.

Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт , что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.

При следующих обстоятельствах:

  • Неисправность электродвигателя вентилятора . Проблема устраняется путём замены на рабочий;

    Меняем электродвигатель вентилятора

  • Перегорел предохранитель . Необходимо заменить на новый;

    Меняем предохранитель

  • Реле включения вентилятора не работает . Нерабочее заменяется новой, рабочей;

    Меняем реле включения вентилятора

  • Обрыв в цепи электропитания . При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его;

    Проверяем на обрыв в цепи

  • Плохой контакт . Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
  • Поломка температурного датчика . .

    Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

Видео о замене датчика включения вентилятора

Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.

Схема работы вентилятора охлаждения

В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

  • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
  • Износ угольных щёток;
  • Заклинил или рассыпался подшипник.

Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

Порядок действий при проверке

Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

Проверяем и при необходимости меняем предохранители

Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

Проверка датчика включения вентилятора

Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора . Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом . Для этого понадобится ёмкость с , термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

Итоговая проверка

Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу . Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

Видео о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114