Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "основы информационных технологий". Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "основы информационных технологий" Я с Солнца сошёл

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема работы : Технология обработки мультимедийной информации (презентации).

Цель работы: выработать практические навыки создания презентаций, настройки эффектов анимации, управления показом презентации при помощи гиперссылок.

Задачи:

1. Расширить и углубить теоретические знания по информатике;

2. Развить практические навыки;

3. Способствовать развитию интереса у учащихся к предмету “Информатика”.

персональный компьютер, программа MS PowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубева Ирина Николаевна

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема работы : Технология обработки мультимедийной информации (презентации).

Цель работы: выработать практические навыки создания презентаций, настройки эффектов анимации, управления показом презентации при помощи гиперссылок.

Задачи:

1. Расширить и углубить теоретические знания по информатике;

2. Развить практические навыки;

3. Способствовать развитию интереса у учащихся к предмету “Информатика”.

Оборудование и программное обеспечение: персональный компьютер, программа MS PowerPoint .

Краткие теоретические сведения

Мультимедиа технологии - интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, изображениями и текстами.

Интерактивность – возможность диалога компьютера с пользователем на основе графического интерфейса с управляющими элементами (кнопки, текстовые окна и т.д.).

Компьютерная презентация является одним из типов мультимедийных проектов – последовательности слайдов (электронных карточек), содержащих мультимедийные объекты.

Переход между слайдами или на другие документы осуществляется с помощью кнопок или гиперссылок.

Создание презентаций осуществляется в программе PowerPoint.

Основные правила разработки и создания презентации

Правила шрифтового оформления:

  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

  • Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
  • Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
  • Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

  • На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
  • Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
  • Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
  • Дизайн должен быть простым, а текст - коротким.
  • Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
  • Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран - все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  • рекомендуемый размер одного информационного блока - не более 1/2 размера слайда;
  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо;
  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
  • Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании - тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

Инструктаж учащегося. Пользователь ПК обязан:

Соблюдать дисциплину учащихся на уроке, "Правила техники безопасности" и данную инструкцию;

Выполнять только ту работу, по которой проинструктирован и к которой допущен учителем;

Не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям техники безопасности;

В случае возникновения или обнаружения неисправностей оборудования немедленно прекратить работу и сообщить учителю; возобновление работы допускается лишь после ликвидации всех неисправностей;

О нарушениях техники безопасности и случаях травмирования работающих рядом немедленно сообщать учителю информатики и директору учебного заведения.

Выдача задания для выполнения учащимися

Задание 1. С помощью справочной системы выясните назначение пунктов меню панели инструментов PowerPoint. Результаты представьте в таблице.

Задание 2. Создайте презентацию из Мастера автосодержания:

Создание новой презентации в PowerPoint

Создать новую презентацию можно несколькими способами.

  1. С помощью мастера автосодержания, предоставляющего помощь на всех этапах создания презентации. На завершающем этапе работы создается стандартизованная группа слайдов, объединенных одной общей темой, которую вы можете выбрать. Каждый созданный слайд содержит поля-заполнители , заменяемые текстом или другими объектами.
  2. С помощью шаблона оформления для оформления создаваемых слайдов презентации предоставляются профессионально подобные цвет, фон и шрифт. Шаблон оформления не содержит образцов слайдов.
  3. Презентацию можно создавать с чистого листа. Это означает, что каждый слайд презентации нужно разрабатывать самостоятельно.

Создание новой презентации с помощью мастера автосодержания

С помощью мастера автосодержания можно выбрать тип создаваемой презентации (например, бизнес-план, диплом или другие проекты), на основе которого приложение создает структуру презентации.

Для создания новой презентации откройте панель Область задач → Создание презентаций. Для этого выполните команду меню Файл → Создать, либо выберите пункт меню Вид → Область задач или Вид → Панель инструментов → Область задач.

На панели Создание презентации щелкните на ссылке Из мастера автосодержания . Откроется диалоговое окно Мастер автосодержания, в котором отображаются выполняемые в ходе процесса операции.

В программе мастера вы можете воспользоваться кнопками, с помощью которых создаются презентации различных категорий: Общие, Служебные, Проекты, Деловые и Советы от Карнеги.

Полная презентация, включая текстовые заполнители, которые есть на каждом слайде, отобразится на панели структуры.

Преобразуйте презентацию следующим образом:

  • замените стандартный текст в слайдах шаблона вашим текстом;
  • перейдя в режим Сортировщик слайдов, ознакомьтесь с вариантами:
  • оформления слайдов;
  • стандартных цветовых схем;
  • эффектов смены слайдов и их звукового сопровождения;
  • озвучьте первый слайд презентации с помощью звукового музыкального файла, второй - с помощью звукозаписи речевого комментария;
  • ознакомьтесь с вариантами эффектов анимации текста и графических объектов слайдов;
  • после третьего слайда презентации создайте новый слайд, оформив его собственной цветовой схемой. Используя Автофигуры меню Рисование, вставьте в этот слайд управляющую кнопку для запуска программы Paint;
  • вставьте в последний слайд гиперссылку, позволяющую вернуться в начало презентации;
  • сохраните презентацию в своей рабочей папке в двух форматах: презентации (ПР.ppt) и демонстрации (ПР.pps);
  • последовательно запустите на выполнение оба файла, отметьте различия операций запуска;
  • ознакомьтесь с вариантами выделения отдельных элементов слайда в момент его демонстрации с помощью ручки, фломастера, маркера, расположенных в левом нижнем углу демонстрируемого слайда;
  • установите автоматические режимы анимации объектов и смены слайдов презентации;
  • запустите на выполнение слайд-фильм в режиме презентации и отрегулируйте временные интервалы показа слайдов, эффекты анимации и звука;
  • запустите на выполнение слайд-фильм в режиме демонстрации.

Задание 3. Используя Power Point, подготовьте презентацию по теме «Аппаратное обеспечение ПК». Примените наибольшее число возможностей и эффектов, реализуемых программой. Предусмотрите гиперссылки как внутри презентации, так и внешние презентации.

Необходимые рисунки находятся в папке ПР18 на Рабочем столе.

Работа учащихся и ее хронометраж

1. Учащийся должен выполнить лабораторную работу самостоятельно (или в группе, если это предусмотрено заданием).

2. Каждый учащийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3. Отчет о проделанной работе следует делать на листах формата А4.

5. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом с соблюдением ЕСКД.

Работа рассчитана на 2 урока.

Форма контроля : Отчет.

Отчет содержит:

  1. Название работы.
  2. Цель работы
  3. Задание и его ход.
  4. Вывод по работе.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое мультимедиа технологии? Их назначение.
  2. Для чего нужны компьютерные презентации?
  3. Перечислите основные правила разработки и создания презентаций:
  • правила шрифтового оформления;
  • правила выбора цветовой гаммы;
  • правила общей композиции;
  • правила расположения информационных блоков на слайде.
  1. Как вставить в презентацию объекты из других программ (картинку, диаграмму, таблицу)?
  2. Как создать текст слайда на фоне желаемого рисунка (диаграммы)?
  3. Как вставить в презентацию звук?
  4. Что такое автофигуры?
  5. Как и для чего можно скрыть слайд в презентации?
  6. Как задать время демонстрации слайда?
  7. Что такое анимация?
  8. Что такое разметка слайда?

  • Шпоры - Автоматизированные информационные технологии в экономике (Шпаргалка)
  • Преснухин Л.Н. Микропроцессоры (книга 2) (Документ)
  • Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций (Документ)
  • Малюк А.А., Пазизин С.В., Погожин Н.С. Введение в защиту информации в автоматизированных системах (Документ)
  • Силаенков А.Н. Информационные технологии. Учебное пособие (Документ)
  • Шпаргалка по информационным системам в экономике (Шпаргалка)
  • Ответы на вопросы к экзамену по предмету Телекоммуникационные и мультимедийные технологии (Шпаргалка)
  • Бояринов И.М. Помехоустойчивое кодирование числовой информации (Документ)
  • Яковлева Л.А. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие (Документ)
  • Сухман С.М. Бернов А.В. Шевкопляс Б.В. Синхронизация в телекоммуникационных системах. Анализ инженерных решений (Документ)
  • Гурьянова Л.В. Инструментальные методы сбора информации в ГИС. Курс лекций (Документ)
  • n1.doc

    Содержание:

    Введение 3


    1. Классификация информации 4

    2. Сбор и регистрация информации 5

    3. Передача данных 6

    4. Обработка данных 8

    5. Вывод данных 9
    Заключение 12

    Список литературы 13
    Введение.

    Современные информационные системы организационного управления предназначены оказывать помощь специалистам, руководителям, принимающим решения, в получении ими своевременной, достоверной, в необходимом количестве информации, создании условий для организации автоматизированных офисов, проведении с применением компьютеров и средств связи оперативных совещаний, сопровождаемых звуковым и видеорядом. Постигается это переходом на новую информационную технологию. Новая информационная технология - это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря сетям ЭВМ.

    Постоянно расширяющиеся сферы применения персональных компьютеров, их массовое использование, в том числе и в экономической работе, привело к необходимости формирования наиболее эффективной вычислительной и другой организационной техники. В настоящее время на их основе создаются и успешно функционируют локальные и многоуровневые вычислительные сети, представляющие собой интегрированные компьютерные системы обработки данных. Интегрированные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс, поддерживающий единый способ представления данных, единый способ взаимодействия пользователей с компонентами системы и обеспечивающий информационные и вычислительные потребности специалистов в их профессиональной работе. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке.


    1. Классификация информации.
    В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из основных ресурсов развития общества.

    Учитывая особенности информации её можно классифицировать по следующим признакам.


    • По области образования:

    • финансы;

    • маркетинг;

    • производство;

    • научные исследования;

    • трудовые ресурсы;

    • социальная политика;

    • экономическая политика.

      • По месту возникновения:
    внешняя информация, которая разбивается на входящую и исходящую:

    • входящая внешняя – информация, которая поступает извне (заносится) и отражает процессы, происходящие в обществе;

    • исходящая внешняя информация сообщается конкурентами, переходит в органы управления страны, правительство, министерства и ведомства, а также в средства массовой информации.
    Внутренняя информация также разбивается на входящую и исходящую:

    • входящая внутренняя используется руководителем для контроля, установления стандартов и отражения внутренней политики организации;

    • исходящая внутренняя исходит от руководителя при распределении должностей и утверждении общей внутренней и внешней поведенческой политики подчиненных.

    • По техническим средствам:

      • телевидение, радио, периодическая печать;

      • средства связи, телефон, телеграф, факс;

      • компьютерные сети.

    • Информация по степени стабильности:

    • статическая не изменяемая или редко меняющаяся;

    • динамическая, изменяется регулярно и является функцией от времени.

    • По характеру назначения:

    • структурированная, определяющая обязанности субъектов управления;

    • отчетная, выдаваемая в соответствии с установленными сроками как отчет о выполнении задания.

    • Информация по степени обработки:

    • первичная, полученная из первоисточника;

    • промежуточная, полученная из независимого источника;

    • сводная, полученная в результате обработки и анализа материала.

    1. Сбор и регистрация данных.
    Сбор информации – это процесс целенаправленного извлечения и анализа информации о предметной области, в роли которой может выступать тот или иной процесс, объект и т.д. Цель сбора - обеспечение готовности информации к дальнейшему продвижению в информационном процессе.

    Операции сбора и регистрации данных осуществляются с помощью различных средств. Различают:


    • механизированный;

    • автоматизированный;

    • автоматический способы сбора и регистрации данных.

      • Механизированный - сбор и регистрация информации осуществляется непосредственно человеком с использованием простейших приборов (весы, счетчики, мерная тара, приборы учета времени и т.д.).

      • Автоматизированный - использование машиночитаемых документов, универсальных систем сбора и регистрации, обеспечивающих совмещение операций формирования первичных документов и получения машинных носителей.

      • Автоматический - используется в основном при обработке данных в режиме реального времени. (Информация с датчиков, учитывающих ход производства - выпуск продукции, затраты сырья, простои оборудования и т.д. - поступает непосредственно в ЭВМ).
    3. Передача данных.

    Передача данных – это перенос данных в виде двоичных сигналов из одного пункта в другой средствами электросвязи, как правило, для последующей обработки средствами вычислительной техники.

    Технические средства передачи данных включают:


    • аппаратуру передачи данных (АПД), которая соединяет средства обработки и подготовки данных с телеграфными, телефонными и широкополосными каналами связи;

    • устройства сопряжения ЭВМ с АПД, которые управляют обменом информации - мультиплексоры передачи данных.

    • запись и передача информации по каналам связи в ЭВМ имеет следующие преимущества:

    • упрощает процесс формирования и контроля информации;

    • соблюдается принцип однократной регистрации информации в первичном документе и машинном носителе;

    • обеспечивается высокая достоверность информации, поступающей в ЭВМ.
    Существует дистанционная передача данных, которая представляет собой передачу данных в виде электрических сигналов, которые могут быть непрерывными во времени и дискретными, т.е. носить прерывный во времени характер. Наиболее широко используются телеграфные и телефонные каналы связи. Электрические сигналы, передаваемые по телеграфному каналу связи являются дискретными, а по телефонному - непрерывными.

    В зависимости от направлений, по которым пересылается информация, различают каналы связи:


    • симплексный (передача идет только в одном направлении);

    • полудуплексный (в каждый момент времени производится либо передача, либо прием информации);

    • дуплексный (передача и прием информации осуществляются одновременно в двух встречных направлениях).
    Каналы характеризуются скоростью передачи данных, достоверностью, надежностью передачи.

    Скорость передачи определяется количеством информации, передаваемой в единицу времени и измеряется в бодах (бод = бит/сек).

    Говоря о технологических операциях сбора, регистрации, передачи информации с помощью различных технических средств необходимо несколько слов сказать и о сканирующих устройствах.

    Ввод информации, особенно графической, с помощью клавиатуры в ЭВМ очень трудоемок. В последнее время наметились тенденции применения деловой графики - одного из основных видов информации, что требует оперативности ввода в ЭВМ и предоставления пользователям возможности формирования гибридных документов и БД, объединяющих графику с текстом. Все эти функции в ПЭВМ выполняют сканирующие устройства. Они реализуют оптический ввод информации и преобразование ее в цифровую форму с последующей обработкой.

    Для ПЭВМ IBM PC разработана система PC Image/Graphix, предназначенная для сканирования различных документов и их передачи по коммуникациям. В числе документальных носителей, которые могут сканироваться камерой системы являются: текст, штриховые чертежи, фотографии, микрофильмы. Сканирующие устройства на базе ПЭВМ применяются не только для ввода текстовой и графической информации, но и в системах контроля, обработки писем, выполнения различных учетных функций.

    Для указанных задач наибольшее применение нашли способы кодирования информации штриховыми кодами

    Штриховые коды нашли широкое применение и в сфере торговли, и на предприятиях (в системе табельного учета: при считывании с карточки работника фактически отработанное время, регистрирует время, дату и т.д.).

    В последнее время все большее внимание уделяется устройствам тактильного ввода - сенсорному экрану ("сенсорный" - чувствительный). Устройства тактильного ввода широко применяются как информационно-справочные системы общего пользования и системы автоматизированного обучения. Сенсорный экран широко применяется для фондовых бирж (сведения о последних продажных ценах на акции), также в нашем городе Туапсе, как впрочем и других городах, получили широкое применение дистанционные пункты оплаты разнообразных услуг (связи, коммунальные платежи, трансфер наличных или электронных денег и прочее).

    На практике существует множество вариантов технологических процессов обработки данных. Это зависит от использования различных средств вычислительной и организационной техники на отдельных операциях технологического процесса.

    Построение технологического процесса зависит от характера решаемых задач, круга пользователей, от используемых технических средств, от систем контроля данных и т.д.


    1. Обработка данных.
    Технология обработки данных применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

    Технологический процесс обработки информации с использованием ЭВМ включает в себя следующие операции:


    • прием и комплектовка документов (проверка полноты и качества их заполнения, комплектовки и т.д.);

    • подготовка и контроль;

    • ввод данных в ЭВМ;

    • сортировка (если в этом есть необходимость);

    • обработка данных;

    • получение ответов на всевозможные текущие запросы и их оформление.
    Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

    Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.


    1. Вывод данных.
    Заключительным этапом после сбора, регистрации, передачи и обработки данных является их вывод в том или ином формате, как то графическом, табличном или текстовом виде. Непосредственно сам вывод данных может осуществляться через электронный устройства. Таковыми являются:

    • Мониторы.
    Монитор (дисплей) компьютера предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.

    Их преимущество заключается в том, что отображение информации происходит в реальном времени, с возможность просмотра и редактирования результатов без использования дополнительной техники.

    Недостатки дисплейного отображения, заключаются в невозможности использовать результаты далее в документообороте (подписание документов, утверждение печатями и пр.)


    • Принтеры.
    Принтер (или печатающее устройство) предназначен для вывода информации на бумажные носители.

    Все принтеры могут выводить текстовую, а также графическую информацию (рисунки, графики, таблицы).

    Преимущество заключается в том, что печатный документ можно завизировать, поставить штамп, печать, и пустить в документооборот множество копий.

    Недостатки печатного документа – его изнашиваемость, невозможность редактирования для представления в чистовом варианте.


    • Плоттер.
    Плоттер - устройство для вывода рисунков и другой информации на бумагу большого формата.

    Преимущества и недостатки плоттеров аналогичны принтерам.

    Печать большого формата является как преимуществом, так и недостатком (невозможность напечатать документы малого формата).


    • Графопостроитель
    Графопостроитель - устройство для автоматического вычерчивания с высокой точностью графического изображения функций, заданных в аналитическом виде.

    Применяют в картографии, метеорологии, при конструировании и др. Большинство современных графопостроителей получают информацию непосредственно от ЭВМ или используют данные, хранящиеся на промежуточных носителях информации - перфолентах, перфокартах, магнитных лентах и т. п.

    Имеются графопостроители, рассчитанные на стандартный размер бумаги (формат А4), а бывают графопостроители, выдающие чертежи размером 2х2 метра и более.

    К недостатком относится их громоздкость.

    Заключение.

    С давних пор человек стремится упорядочить свои знания и умения, просчитать как можно более верные пути развития и самосовершенствования в любом виде деятельности, накапливая при этом огромное количество опыта по сохранению и приумножению знаний различного характера.

    Для того чтобы достичь поставленных перед любым видом деятельности человека целей необходимо знать и уметь применять методы достижения целей, эти знания можно почерпнуть в информационном виде при наличии возможности доступа к информации.

    В свете выше изложенного, хочется сказать следующее – в наш век высокие технологии развиваются очень стремительно, что в настоящее время позволяет собирать, анализировать, систематизировать, перерабатывать и выводить колоссальные объемы информации. Немаловажную роль играет и защита информации, ведь не зря во все времена люди борются за право обладанием информацией. Это, пожалуй, на данном этапе человеческого развития, является одним из наиценнейших ресурсов человечества.
    Список литературы.

    1. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А, Информационные технологии: Учебник. М.: Проспект, 2007.

    2. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии

    в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001.

    3. Максимова О.В., Невзорова В.И. Информационные технологии для экономистов: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

    4.Симонов Ю.Ф. Информационные технологии в экономике. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.

    5. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике. М.: Юнити-Дана, 2009.

    УДК 002 (075,8)

    ББК 32.81 я 73

    Сакулина Ю. В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий

    Рожина И.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий

    Сакулина Ю.В. Информационные технологии [Текст]: учеб.-метод. разраб. / Сакулина Ю.В., Рожина И.В.; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т информатики и информ. технологий, Каф. информатики и информ. технологий. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 132с.

    Разработка содержит специальные обучающие уроки (лабораторные работы) по известным и перспективным технологиям: технологиям обработки текстовой и числовой информации, технологии баз данных, презентационным технологиям, офисным технологиям входящим в пакет Microsoft Office, а также технологии растровой и векторной графики, технология создания анимационных роликов, геоинформационные технологии и технологии HTML-конструирования.

    Рассмотрены понятия, методы и приемы, относящиеся к созданию текстовых документов, электронных таблиц, баз данных, электронных презентаций и графических объектов, схем, чертежей с помощью персонального компьютера. Разобраны основы работы с графическими редакторами, правила обработки фотографий, создание простейшей анимации. Также в данной разработке описаны технологии поиска информации в глобальной сети.

    Методическая разработка предназначена для студентов, изучающих информатику, информационные технологии, для преподавательского состава, обеспечивающего занятия по данной дисциплине.

    © Сакулина Ю.В., Рожина И.В., 2011.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время происходит внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Благодаря высоким техническим возможностям компьютеров, их использование стало необходимым условием для повышения эффективности профессиональной деятельности. Богатый ассортимент программного обеспечения на российском рынке, в частности, образовательных программ, позволяет расширить возможности человека, во всех сферах человеческой деятельности. В этих условиях умение применять информационные технологии является одним из требований на современном рынке труда и показателем профессиональной компетентности. Именно поэтому существует потребность в обучении будущих специалистов технологиям обработки информации разных типов с учетом современного состояния рынка программного обеспечения.

    Данная методическая разработка предназначена для проведения практических и лабораторных работ для ООП:

    «031900 - Международные отношения», дисциплина – Информатика и база данных

    «040400 - Социальная работа», дисциплина – Информатика

    «034000 - Конфликтология», дисциплина – Информатика

    «081100 - Государственное и муниципальное управление», дисциплина – Информатика и ЭВМ в психологии

    «050400 - Психолого-педагогическое образование», дисциплина – Современные информационные технологии

    «030300 - Психология», дисциплина – Информационные технологии в психологии

    «034300 - Физическая культура», дисциплина – Информатика

    «034400 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», дисциплина – Информатика

    «034700 - Документоведение и архивоведение», дисциплина – Информатика, Информационные технологии

    «035700 - Лингвистика», дисциплина – Информационные технологии в лингвистике

    «040700 - Организация работы с молодежью», дисциплина – Информатика

    «050100 - Педагогическое образование», дисциплина – Информационные технологии

    «050700 - Специальное (дефектологическое) образование», дисциплина – Математика и информатика

    «080200 - Менеджмент», дисциплина – Информатика

    «100100 - Сервис Профиль социально-культурный сервис», дисциплина – Информатика

    «100400 - Туризм», дисциплина – Информатика

    «071800 - Социально-культурная деятельность», дисциплина – Основы информационной культуры и информатика


    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Технология обработки текстовой информации. MS WORD. Подготовка к печати сложного документа. 5

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Технология обработки текстовой информации. MS WORD. Создание, форматирование, вставка объектов. 7

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. Технология обработки числовой информации. MS EXCEL. Операции с ячейками. Мастер функций. Форматирование ячеек. 13

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. Технология обработки числовой информации. MS EXCEL. Относительная и абсолютная адресация. Условное форматирование. 16

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5. Технология обработки числовой информации. MS EXCEL.Графическое представление результатов. Анализ полученных результатов. 18

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. 20

    Технология разработки тестов. MS EXCEL. 20

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. Технология работы с базами данных. MS ACCESS. Создание многотабличной базы данных. 28

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. Технология работы с базами данных. MS ACCESS. Многотабличные базы данных. Создание и использование запросов и отчетов. 32

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9. Презентационные технологии. MS POWER POINT. 35

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10. Технология создания тестов в PowerPoint. 41

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11. Технология обработки графической информации (векторная графика). CorelDRAW. Рабочая среда и интерфейс Состав изображений. Текст. 44

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12. Технология обработки графической информации (векторная графика). CorelDRAW. Заливка. Перспектива. Пошаговые переходы. Комбинированные объекты. 51

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13. Технология обработки графической информации (растровая графика). Adobe PHOTOSHOP. Основные инструменты. Заливка. Деформации. 63

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14. Технология обработки графической информации (растровая графика). Adobe PHOTOSHOP. 71

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15. Технология создания анимационных роликов. Macromedia Flash. Часть 1. 85

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №16. Технология создания анимационных роликов. Macromedia Flash. Часть 2. 93

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №17. Технологии работы в глобальной сети. Поиск информации. Загрузка файлов из сети Интернет. Отправка и получение электронной почты.. 96

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №18. Технология работы с интегрированной информационной системой. Microsoft Outlook: работа с календарем. 101

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №19. Технология работы с интегрированной информационной системой. Microsoft Outlook: работа с сообщениями, электронной почтой. 109

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №20. Геоинформационные технологии. 117

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №21. Технологии создания Web-страниц средствами HTML-конструирования. 124


    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Технология обработки текстовой информации. MS WORD. Подготовка к печати сложного документа.

    Цельработы : изучение технологии создания, сохранения и подготовки к печати документов. Освоить создание колонок, оформление колонтитулов и сносок, установку параметров страниц и создание разделов документа, вывод документа на печать.

    1. Откройте файл Оформление.doc .

    2. Задание параметров страницы.

    · Файл - Параметры страницы

    · На закладке Поля задаются: Верхнее – 2см, Нижнее – 2,5см, Левое – 2,5 - 3см, Правое – 1 – 1,5см

    · На закладке Источник бумаги задаются колонтитулы: убрать галочку колонтитул первой страницы, верхний колонтитул – 0 см, нижний колонтитул – 1,5 - 2 см. ОК

    3. Форматирование абзацев

    · Правка Выделить все

    · Формат – Абзац .

    · Выравнивание – по ширине, Отступы слева и справа – 0, Интервалы перед и после – 0.

    · Первая строка – отступ на 1 – 1,5 см.

    · Междустрочный интервал – полуторный. ОК

    4. Форматирование текста

    · Правка – Выделить все

    · Формат – Шрифт

    · Шрифт – Times New Roman, Начертание – Обычный, Размер – 14. ОК

    5. Добавление страниц, разрыв текста

    · Встать в начало всего документа

    · Нажать 2 раза комбинацию клавиш CTRL+ENTER (будут созданы 2 новые страницы вначале документа)

    · Просмотреть текст всего документа, и используя комбинацию клавиш CTRL+ENTER перенести каждую Главу, заключение, список литературы и приложения на новую страницу.

    6. Нумерация

    · Вставка Номера страниц

    · Положение – Внизу, Выравнивание – от центра, галочку Номер на первой странице – убрать. ОК

    7. Оформление заголовков

    · Выделить слово ВВЕДЕНИЕ

    · Формат – Стиль

    Заголовок 1 .

    Заголовок 1 к названием всех Глав, заключению, библиографии и приложению

    · Выделить раздел 1.1. вместе с названием.

    · Формат – Стиль

    · В появившемся окне (справа) выбрать Заголовок 2 .

    · Аналогично выделить и применить Заголовок 2 к названием всех разделов (1.2., 1.3., …, 2.1., 2.2., …)

    · Выделить раздел 1.1.1

    · Формат – Стиль

    · В появившемся окне (справа) выбрать Заголовок 3 .

    · Аналогично выделить и применить Заголовок 3 к названием всех разделов (1.1.2., 1.1.3., …, 1.2.1., 1.2.2., …)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГАОУ МО СПО «КИК»)

    Методические указания

    по выполнению лабораторных работ по информатике и ИКТ

    по теме «Технология обработки текстовой информации»

    составитель: Харченко Я.С.

    2014 г.

    Введение………………………………………………………………………………………...1

    1. Введение в программу MS Word ……………………….…………………………………...2

    2. Лабораторная работа № 1…………………………….……………………………………...3

    3. Лабораторная работа № 2 ……………………………………………………………………5

    4. Лабораторная работа № 3 ……………………………………………………………………7

    5. Лабораторная работа № 4 ……………………………………………………………………8

    6. Лабораторная работа №5 …………………………………………………………………….9

    7. Лабораторная работа №6 …………………………………………………………………….10

    8. Лабораторная работа №7 ……………………………………………………………………..11

    9. Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..12

    10. Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..14

    ВВЕДЕНИЕ

    Интенсивное использование новых информационных технологий является неотъемлемой частью успешной деятельности специалистов различных направлений: инженеров, экономистов, юристов, менеджеров. В настоящее время наиболее широкое распространение получили информационные системы, базирующиеся на персональных компьютерах (ПК). В нашей стране фактическим стандартом при работе на ПК являются операционная система Microsoft Windows

    и ее приложения, входящие в состав Microsoft Office.

    Лабораторный практикум предназначен для изучения студентами различных специальностей основных возможностей и функций наиболее часто используемого MS Word. Предлагаемые задания представляют собой базовый курс по освоению данных программных продуктов, позволяющих сформировать у студентов знания и навыки, вполне достаточные для составления и редактирования на ПК сложных текстовых документов.

      Тему занятия ;

      Цель занятия ;

      Задачи;

      Обеспечение практической работы:

      Пояснения ;

      Порядок выполнения занятия;

      Используемую литературу.

    Критерии оценки практических заданий.

    Отметка «5» ставится, если:

      работа выполнена полностью;

      в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

      в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

    Отметка «4» ставится, если:

      работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

      допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.

    Отметка «3» ставится, если:

      допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех несущественных ошибок, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не менее половины работы.

    Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

    Отметка «1» ставится, если:

      работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

      Введение в программу MS Word

    Подготовка текстов – одна из распространенных сфер применения компьютера. На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В течение этого времени менялось и то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка), авторучка, с конца 19в.для выполнения письменных работ стала применяться печатная машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоемкий процесс.

    Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно напечатать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, напечатать на принтере любое количество текста без повторного ввода или отправить с помощью электронной почты на другие компьютеры.

    Текстовый процессор MS WORD это программа, позволяющая выполнять ввод и редактирование текста, а также операции по форматированию текста, вставку рисунков, таблиц, проверку правописания, автоматический перенос слов и другие операции.

    Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

    Символ - минимальная единица текстовой информации.

    Слово- произвольная последовательность символов (букв, цифр и др), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки).

    Абзац - произвольная последовательность символов между левой и правой границей документе.

    Фрагмент - это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.

    Запустить программу можно через «Пуск» - MS WORD

    Все программы, которые входят в пакет Microsoft Office, имеют похожий интерфейс. Во всех программах есть рабочая область, панели инструментов, главное меню, область задач:

    Лабораторная работа № 1

    Цель :

    1.Разобрать основные элементы программы.

    2.Научить сохранять текст.

    Задание:

    Ученый, математик, механик, изобретатель, талантливый педагог и военный инженер, которого называли русским Архимедом.

    П.Л.Чебышев родился 4 (16) мая 1821 г. в селе Окатово Калужской губернии в имении отца, потомственного дворянина Льва Павловича Чебышева. Как было принято в дворянских семьях того времени, первоначальное образование мальчик получил дома. В 1832 г. семья переехала в Москву. Чтобы подготовить Пафнутия и его брата к поступлению в университет, были приглашены лучшие учителя.

    В 1837 г. П.Л.Чебышев становится студентом математического отделения Философского факультета Московского университета. Уже в первой своей студенческой работе «Вычисление корней уравнений», удостоенной серебряной медали, юноша проявил способности к научной деятельности. В 1841 г. он с отличием окончил Московский университет. В двадцать пять лет получил степень магистра математических наук, защитив диссертацию по теме «Опыт элементарного анализа теории вероятностей» о применении методов математического анализа в теории вероятностей. По заданию графа С.Г.Строганова, попечителя Московского учебного округа, П.Л.Чебышев создает общедоступное руководство по теории вероятностей для преподавания в Ярославском Демидовском лицее. За этот труд Академия наук присудила ему Демидовскую премию.

    Высоко оценил магистерскую работу и творческие возможности молодого ученого В.Я.Буняковский – автор первого русского учебника по теории вероятностей и основоположник демографии. Он приглашает П.Л.Чебышева в Петербург для участия в работе по подготовке к изданию новых рукописных материалов академика Л.Эйлера, посвященных теории чисел. П.Л.Чебышев принимает предложение и в 1847 г. едет в Петербург.

    В течение первых двух лет работа Пафнутия Львовича с архивом Л.Эйлера, а также изучением и анализом всего того, что связано с самим понятием числа и теории чисел, дала свой результат. Он пишет большую работу «Теория сравнений», которая приносит ему вторую Демидовскую премию, славу одного из крупнейших математиков эпохи и степень доктора наук, а в 1849 г. – звание профессора Петербургского университета. В следующей своей работе «О простых числах» (1852 г.) П.Л.Чебышев знакомит научную общественность с асимптотическим законом распределения простых чисел. Это второй фундаментальный закон в теории чисел после открытого Эвклидом закона о бесконечности количества простых чисел.

    К середине XIX в. в конструкциях паровых и ветряных двигателей, текстильных машин и других устройств использовалось большое количество шарнирных механизмов. Механика машин, бывшая в основном наукой описательной, требовала теоретических обоснований. Появляется целая серия фундаментальных работ по теории механизмов, созданных Кулоном, Понселье, Гартом, Сильвестром и другими учеными. В России основополагающими становятся труды П.Л.Чебышева по теории синтеза механизмов.

    Среди всего многообразия вопросов теории механизмов и машин Пафнутий Львович выбирает самый сложный – синтез шарнирных механизмов. Выходят в свет его научные труды «Теория механизмов, известных под названием параллелограммов» (1853 г.), «О параллелограммах» и другие, в которых П.Л.Чебышев впервые в мировой практике применяет математические методы к решению задач практической механики. Наука о машинах благодаря ему становится не описательной, а расчетной.

    Свои идеи о параллелограммах, а также теорию функций, наименее отклоняющихся от нуля, он изложил в труде, опубликованном в 1878 г. в Париже и названном им совсем не научно «О кройке платьев». В этой работе, которую он сам считал малосущественной, дано оригинальное решение задач теории поверхности. Вместе с тем он предложил и методы проектирования деталей одежды, что было чрезвычайно важно для рационального использования материалов в швейном производстве. Другим малоизвестным практическим применением разработанной им теории функций, наименее отклоняющихся от нуля, была картография. Открытия П.Л.Чебышева в области теории вероятностей и интерполирования функций содействовали развитию в России теории стрельбы и пристрелки, они почти тотчас же вошли в учебники артиллерии и баллистики.

    Он много времени уделял преподавательской деятельности, поэтому часы, проведенные в аудиториях университета, считал счастливейшими в своей жизни. Деятельность П.Л.Чебышева как ученого и педагога продолжалась с 1847 по 1882 гг. в Петербургском университете, почетным членом которого он был избран в 1882 г.

    Труды П.Л.Чебышева были по достоинству оценены его современниками. В архиве Российской академии наук хранятся многочисленные дипломы российских и зарубежных академий и университетов, почетным членом которых состоял П.Л.Чебышев. Он был награжден орденом Станислава I степени (1868 г.), орденом Анны I степени (1871 г.), орденом Владимира II степени (1876 г.), орденом Александра Невского (1883 г.), французским орденом Почетного легиона (1885 г.).

    Умер П.Л.Чебышев 26 ноября 1894 г. в чине действительного тайного советника, который в «Табели о рангах» соответствовал чину полного генерала и должности министра.

    2.Сохраните документ в свою папку под именем «Чебышев».

    Для сохранения документа необходимо выполнить команду «Сохранить» или «Сохранить как» в меню кнопки Office или нажать сочетание клавиш Ctrl+S.

    Лабораторная работа № 2

    Цель :

    Задание:

    1.Напечатайте следующий текст:

    Сэ́мюэл Фи́нли Бриз Мо́рзе родился в богатой американской семье. Отец его был известным географом и священником. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. Из Академии Филлипса, где Сэмюэл зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец перевёл его в Йельский колледж. Морзе относился к науке равнодушно, хотя его привлекали лекции по электричеству. К беде строгих родителей, он также любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. После окончания колледжа Морзе стал клерком в Бостоне. Но живопись так увлекла его, что в 1811 году родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, всё же послали его в Англию изучать искусство.

    Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», он удостоился золотой медали.

    По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. Поэтому он влачил скудное существование, рисуя портреты. Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства. Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. В 1825 году Морзе основал в Нью-Йорке общество живописцев (англ. National Academy of Design), которое избрало его президентом и отправило в 1829 году в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

    Во время второго путешествия в Европу Морзе познакомился с Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в области электричества. Его вдохновила на изобретение телеграфа случайная беседа при возвращении из Европы на пароходе в 1832 году. Какой-то пассажир в ходе беседы о недавно изобретённом электромагните сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Хотя идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, он полагал, что был первым.

    Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. В 1837 году он развил систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как Код Морзе. Он не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. Друзья восхищались его упорством перед бедностью и разочарованиями от неудач. При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он приобрёл конгрессмена в партнёры. Поэтому в 1843 году Морзе получил субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии около 40 километров электрический сигнал слишком сильно затухал и прямая связь невозможна. Положение спас компаньон Альфред Вэйл, предложивший использовать реле как усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф.

    После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.

    2.Примените курсивное начертание к тексту.

    3.Выделите первый абзац текста. Скопируйте его.

    3.Вставьте в конец текста.

    4. Выделите 4 абзац текста. Примените команду «Вырезать».

    5. К третьему абзацу текста примените полужирное начертание.

    6. Сохраните текст под именем «Морзе».

    Лабораторная работа № 3

    Цель :

    1.Отработать практические навыки по работе с фрагментами текста

    2.Отработать навыки форматирования текста.

    Задание:

      Запустите программу MS WORD

      Напечатайте следующий текст, применяя маркеры.

    В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

    Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

    Инфоpматика - комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

      pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;

      теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;

      математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;

      методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);

      системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;

      биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;

      социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;

      методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

      телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;

      разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

    Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

    Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

    3.К первому и последнему абзацу текста примените полужирное начертание.

    4.Сохраните текст под именем «информатика».

    Лабораторная работа № 4

    Цель :

    1.Отработать практические навыки по применению к тексту маркерованных списков.

    2.Научить оформлять текст в несколько колонок.

    Задание:

      Запустите программу MS WORD

      Напечатайте следующий текст.

      Для применения в тексте значка «°» необходимо

    По своей природе Луна относится к телам планетного типа. Ее радиус составляет около 1700 км, масса в 81 раз меньше земной, а средняя плотность примерно 3300 кг/м.

    Несмотря на общность происхождения, природа луны существенно отличается от земной. Из-за того, что сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем поверхность Земли, молекулам газа гораздо легче покинуть Луну. Для этого достаточно скорости примерно 2,4 км/с, поэтому на нашем спутнике нет и не было ни гидросферы, атмосферы. Луна не имеет также заметного магнитного поля.

    Медленное вращение вокруг оси приводит к тому, что в течение дня поверхность Луны нагревается до +130°С(400К), а в течение ночи остывает до -170°С(100К). из-за отсутствия атмосферы лунная поверхность подвержена непосредственному воздействию всех видов излучения, а также постоянной «бомбардировке» метеоритами и более мелкими частицами-микрометеоритами, которые падают на нее с космическими скоростями (десятки километров в секунду). В результате вся Луна покрыта слоем мелкораздробленного вещества – реголита, толщина которого в ряде случаев превышает 10-12 м. теплопроводность реголита очень мала (примерно в 10 раз меньше теплопроводности окружающего нас воздуха), поэтому уже на глубине нескольких десятков сантиметров колебания температуры практически отсутствуют.

    3.Разделите текст на 2 колонки. Для этого выделите текст, выберите в главном меню «Разметка страницы»

    4.Сохраните текст под именем «Луна».

    Лабораторная работа № 5

    Цель :

    Задание:

      Запустите программу MS WORD

      Создайте таблицу, состоящую из 2 столбцов и 7 строчек. Для этого: Перейдите на вкладку Вставка , в группе Таблицы нажмите кнопку Таблица . Указателем мыши выберите количество столбцов и строк. При этом в документе в месте, где установлен курсор, будет рисоваться таблица с заданными параметрами.

    3.Заполните таблицу по образцу:

    тип файла

    расширение

    системный

    .drv, .sys

    готовая к выполнению программа

    .exe, .com

    графический

    .bmp, jpg, .gif

    текстовой

    .txt, .doc

    звуковой

    .mid, .wav

    видеофайл

    .avi

    4.Сохраните таблицу в свою папку под именем «Тип файла».

    Лабораторная работа № 6

    Цель :

    1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц

    Задание:

    1.Запустите программу MS WORD

    2.Создайте таблицу:

    статьи затрат

    проектируемый

    базовый

    на 1 смену

    на 1 м3

    на 1 смену

    на 1 м3

    зарплата с отчислениями основных производственных рабочих

    927,36

    2,02

    927,36

    4,65

    зарплата с отчислениями вспомогательных рабочий

    97,94

    0,21

    97,94

    0,49

    затраты на содержание

    5764,91

    12,53

    3210,15

    16,05

    спецодежда

    1,58

    0,003

    1,58

    0,008

    итого

    6791,79

    14,76

    4237,03

    21,19

    *Для объединения ячеек в таблице: выделить необходимые ячейки, вызвать контекстное меню нажатием правой кнопки мыши:

    2.Сохраните таблицу.

    Лабораторная работа № 7

    Цель :

    1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц

    Задание:

    1.Запустите программу MS WORD

    2.Создайте таблицу:

    величина

    обозначение величины

    единицы измерения

    обозначение единицы

    масса

    m

    килограмм,

    грамм,

    тонна

    кг

    г

    т

    грузоподъемность

    сила

    F

    ньютон

    Н

    работа

    W(A)

    джоуль

    килоджоуль

    мегаджоуль

    дж

    кДж

    мДж

    энергия

    E

    мощность

    P

    ватт

    киловатт

    мегаватт

    Вт

    кВт

    мВт

    3.Сохраните таблицу под именем «Единицы величин»

    Лабораторная работа № 8

    Цель :

    1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц

    Задание:

    1.Запустите программу MS WORD

    2.Создайте таблицу:

    класс,

    день недели

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    суббота

    история

    физика

    математика

    химия

    биология

    информатика

    геометрия

    ОБЖ

    ин.язык

    география

    биология

    математика

    литература

    геометрия

    ОБЖ

    история

    математика

    география

    биология

    физика

    литература

    геометрия

    ОБЖ

    математика

    география

    биология

    физика

    история

    русский язык

    математика

    литература

    русский язык

    литература

    геометрия

    ОБЖ

    информатика

    физика

    литература

    труд

    черчение

    информатика

    химия

    биология

    русский язык

    литература

    геометрия

    литература

    геометрия

    ОБЖ

    история

    черчение

    информатика

    химия

    биология

    труд

    ин.яз

    алгебра

    геометрия

    черчение

    информатика

    биология

    химия

    биология

    информатика

    геометрия

    ОБЖ

    русский язык

    геометрия

    ОБЖ

      Выделите таблицу. Примените автоформат к таблице. Для этого в главном меню выберете «Работа с таблицами».

    В появившемся меню выберете оформление для таблицы:

      Сохраните таблицу по именем «расписание».

    Лабораторная работа № 9

    Цель :

    1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц

    Задание:

    1.Запустите программу MS WORD

    2.Создайте таблицу:

    3.Сохраните таблицу под им енем «Значения»

    Реализовать многоагентную систему для предоставления товаров или услуг клиентам. Многоагентная система должна содержать несколько видов агентов. Например, агенты, предоставляющие товар или услуги за определенную стоимость; агенты, покупающие указанные товары или услуги; агенты-посредники между агентом-продавцом и агентом - конечным покупателем. Каждый агент получает начальную информацию от пользователя. Общение пользователя и агента происходит при помощи графического пользовательского интерфейса. Один пользователь вводит описания товаров и услуг, а другой пользователь вводит информацию о том, какой товар или услугу необходимо приобрести.
      1. Варианты индивидуальных заданий


    1. Бронирование авиа-, автобусных или железнодорожных билетов . В решении участвуют два агента. Агент-кассир предоставляет информацию о свободных билетах и продает билеты. Агент-покупатель осуществляет поиск необходимых рейсов и бронирует билеты. Расписание вводится Диспетчером. Информация о необходимом билете вводится пользователем-покупателем. Первоначальное состояние билетов - все свободны.

    2. Бронирование путевки у туристических операторов. Агент-продавец является представителем туроператора и предоставляет информацию о туристических путевках. Агент-покупатель является представителем покупателя туристической путевки. Информация о путевках вводится туроператором. Информация о необходимой путевке вводится пользователем-покупателем.

    1. Сбор информации для покупки сотового телефона. Агент-продавец является представителем продавца сотовых телефонов и представляет информацию о моделях, ценах и других свойствах телефонов. Агент-покупатель - представителем покупателя и осуществляет поиск и покупку телефона требуемых свойств. Информация о товарах размещается в каталоге товаров и изменяется пользователем-продавцом. Информация о требуемой покупке вводится пользователем-покупателем.

    2. Сбор информации для покупки мебели. Агент-продавец является представителем продавца мебельного магазина и предоставляет информацию о товаре, присутствующем в магазине. Пользователь-продавец вводит информацию о предлагаемом товаре. Агент-покупатель является представителем покупателя мебели. Пользователь-покупатель сообщает своему агенту информацию о требуемой мебели.

    3. Сбор информации для покупки недвижимости. Агент-риэлтер-продавец является представителем риэлтерской фирмы и предоставляет информацию о продаваемых объектах недвижимости, ценах и свойствах. Пользователь-риэлтер вводит информацию о предлагаемых объектах недвижимости: квартиры, коттеджи, гаражи, офисы и т.д. Агент риэлтер-покупатель является представителем риэлтерской фирмы, осуществляющей поиск объектов недвижимости для своих клиентов. Пользователь-риэлтер в данном случае передает информацию своему агенту о требуемых объектах недвижимости для своих клиентов. Агент- покупатель является представителем покупателя недвижимости. Конечный покупатель передает информацию своему агенту о требуемом объекте недвижимости.

    4. Сбор информации для покупки автомобиля. Агент-продавец является представителем салона по продаже автомобилей и предоставляет информацию об автомобилях. Пользователь-продавец вводит информацию о продаваемых в салоне автомобилях. Агент-покупатель является представителем покупателя автомобиля. Пользователь-покупатель передает информацию своему агенту о требуемом автомобиле.

    5. Поиск места работы. Агент-наниматель является представителем кадрового агентства и предоставляет информацию о вакантных местах. Сотрудник агентства вводит информацию о существующих вакансиях на рынке труда. Агент-работник является представителем работника, нанимающегося на работу. Пользователь-работник передает информацию своему агенту о требуемой должности, уровне заработной платы, расположении, условиях труда и т.д.

    6. Распределение студентов на предприятия. В решении задачи участвуют три вида агентов: агент-наниматель, агент - ответственный за распределение, агент-студент. Агент-наниматель предоставляет информацию о предприятии, должностях и условиях труда. Агент - ответственный за распределение осуществляет поиск мест распределения студентов. Агент-студент предоставляет информацию о прописке, среднем балле студента, его предпочтениях и другую информацию, необходимую для выбора места распределения.
    1. Источники


    1. Giovanni Caire (TILAB, formerly CSELT). Руководство JADE Copyright (C) 2003 TILab S.p.A.

    2. Швецов А.Н. Агентно-ориентированные системы: от формальных моделей к промышленным приложениям / Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению "Информационно-телекоммуникационные системы", 2008. - 101 с.

    3. Разработка мультиагентных приложений с использованием платформы JADE / Е.В.Симонова, П.О.Скобелев, И.А.Сюсин. Самара: ИУНЛ ПГУТИ. 2012 – 82 с.

    4. Модели представления и обработки данных и знаний. Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие; под ред. В. В. Голенкова: В 3 ч. Ч. 2 / Т. Л. Лемешева, Н. А. Гулякина, А. И. Толкачев. - Минск: БГУИР, 2008. – 46 с.: ил.

    Приложение 1

    /*****************************************************************

    JADE - Java Agent DEvelopment Framework is a framework to develop

    multi - agent systems in compliance with the FIPA specifications.

    Copyright (C) 2000 CSELT S.p.A.
    GNU Lesser General Public License
    Эта библиотека является свободным программным обеспечением; вы можете распространять

    и/или изменять его в соответствии с условиями GNU Lesser General Public

    Версия 2.1 License.
    Эта библиотека распространяется в надежде, что она будет полезной,

    но БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ГАРАНТИЙ; даже без подразумеваемой гарантии

    Или ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ. Смотрите GNU

    Lesser General Public License для более подробной информации.
    You should have received a copy of the GNU Lesser General Public

    License along with this library; if not, write to the

    Free Software Foundation, Inc., 59 Temple Place - Suite 330,

    Boston, MA 02111 - 1307, USA.

    *****************************************************************/
    package ru.agentlab;
    import jade.core.AID ;
    import java.awt.*;

    import java.awt.event.*;

    import javax.swing.*;
    /**

    @author Giovanni Caire - TILAB

    class BookSellerGui extends JFrame {

    private BookSellerAgent myAgent ;

    private JTextField titleField , priceField ;

    BookSellerGui(BookSellerAgent a ) {

    super (a .getLocalName());

    myAgent = a ;

    JPanel p = new JPanel();

    p .setLayout(new GridLayout(2, 2));

    p .add(new JLabel("Book title:" ));

    titleField = new JTextField(15);

    p .add(titleField );

    p .add(new JLabel("Price:" ));

    priceField = new JTextField(15);

    p .add(priceField );

    getContentPane().add(p , BorderLayout. CENTER );

    JButton addButton = new JButton("Add" );

    addButton .addActionListener(new ActionListener() {

    public void actionPerformed(ActionEvent ev ) {

    try {

    String title = titleField .getText().trim();

    String price = priceField .getText().trim();

    myAgent .updateCatalogue(title ,Integer. parseInt (price ));

    titleField .setText("" );

    priceField .setText("" );

    catch (Exception e ) {

    JOptionPane. showMessageDialog (BookSellerGui. this ,

    "Invalid values. " + e .getMessage(), "Error" , JOptionPane. ERROR_MESSAGE );

    p = new JPanel();

    p .add(addButton );

    getContentPane().add(p , BorderLayout. SOUTH );

    // Make the agent terminate when the user closes

    // the GUI using the button on the upper right corner

    addWindowListener(new WindowAdapter() {

    public void windowClosing(WindowEvent e ) {

    myAgent .doDelete();

    setResizable(false );

    public void showGui() {

    pack();

    Dimension screenSize = Toolkit. getDefaultToolkit ().getScreenSize();

    int centerX = (int ) screenSize .getWidth() / 2;

    int centerY = (int ) screenSize .getHeight() / 2;

    setLocation(centerX - getWidth() / 2, centerY - getHeight() / 2);

    super .setVisible(true );

    Приложение 2

    /**

    Внутренний класс PurchaseOrdersServer.

    Это поведение , используемое агентом Book - seller для обслуживания

    входящих запросов (заказов на покупку ) от агентов покупателя .

    Агент продавец удаляет купленную книгу из своего каталога

    и отвечает сообщением INFORM для уведомления покупателя о том , что

    покупка была успешно завершена .

    */
    private class PurchaseOrdersServer extends CyclicBehaviour {

    public void action() {

    MessageTemplate mt = MessageTemplate. MatchPerformative (ACLMessage. ACCEPT_PROPOSAL );

    ACLMessage msg = myAgent .receive(mt );

    if (msg != null ) {

    // ACCEPT_PROPOSAL Message received. Process it

    String title = msg .getContent();

    reply = msg .createReply();
    Integer price = (Integer) catalogue .remove(title );

    if (price != null ) {

    reply .setPerformative(ACLMessage. INFORM );

    System. out .println(title + " sold to agent " + msg .getSender().getName());

    else {

    // The requested book has been sold to another buyer in the meanwhile .

    reply .setPerformative(ACLMessage. FAILURE );

    reply .setContent("not-available" );

    myAgent .send(reply );

    else {

    block();

    } // End of inner class OfferRequestsServer

    1 В JADE есть один Java поток на агента. Все JADE агенты написаны на Java, однако, программисты могут начать новые Java потоки в любое время, если они в этом нуждаются. Если вы делаете это, не забудьте обратить внимание на то, что преимущества, упомянутые в этом разделе, не будут в силе.

    2 Перформатив - высказывание, эквивалентное действию, поступку. Произнести перформативное высказывание означает совершить тем самым соответствующие действия, например, приказать, пообещать, присвоить имя.