Технологии Peer-to-Peer — из золушки в принцессы. Пиринговые сети Значит peer to peer

Одна из первых пиринговых сетей, создана в 2000 г. Она функционирует до сих пор, хотя из-за серьезных недостатков алгоритма пользователи в настоящее время предпочитают сеть Gnutella2 .

При подключении клиент получает от узла, с которым ему удалось соединиться, список из пяти активных узлов; им отсылается запрос на поиск ресурса по ключевому слову. Узлы ищут у себя соответствующие запросу ресурсы и, если не находят их, пересылают запрос активным узлам вверх по “дереву” (топология сети имеет структуру графа типа “дерево”), пока не найдется ресурс или не будет превышено максимальное число шагов. Такой поиск называется размножением запросов (query flooding).

Понятно, что подобная реализация ведет к экспоненциальному росту числа запросов и соответственно на верхних уровнях “дерева” может привести к отказу в обслуживании, что и наблюдалось неоднократно на практике. Разработчики усовершенствовали алгоритм, ввели правила, в соответствии с которыми запросы могут пересылать вверх по “дереву” только определенные узлы - так называемые выделенные (ultrapeers), остальные узлы (leaves) могут лишь запрашивать последние. Введена также система кеширующих узлов.

В таком виде сеть функционирует и сейчас, хотя недостатки алгоритма и слабые возможности расширяемости ведут к уменьшению ее популярности.

Недостатки протокола Gnutella инициировали разработку принципиально новых алгоритмов поиска маршрутов и ресурсов и привели к созданию группы протоколов DHT (Distributed Hash Tables) - в частности, протокола Kademlia, который сейчас широко используется в наиболее крупных сетях.

Запросы в сети Gnutella пересылаются по TCP или UDP, копирование файлов осуществляется через протокол HTTP. В последнее время появились расширения для клиентских программ, позволяющие копировать файлы по UDP, делать XML-запросы метаинформации о файлах.

В 2003 г. был создан принципиально новый протокол Gnutella2 и первые поддерживающие его клиенты, которые были обратносовместимы с клиентами Gnutella. В соответствии с ним некоторые узлы становятся концентраторами, остальные же являются обычными узлами (leaves). Каждый обычный узел имеет соединение с одним-двумя концентраторами. А концентратор связан с сотнями обычных узлов и десятками других концентраторов. Каждый узел периодически пересылает концентратору список идентификаторов ключевых слов, по которым можно найти публикуемые данным узлом ресурсы. Идентификаторы сохраняются в общей таблице на концентраторе. Когда узел “хочет” найти ресурс, он посылает запрос по ключевому слову своему концентратору, последний либо находит ресурс в своей таблице и возвращает ID узла, обладающего ресурсом, либо возвращает список других концентраторов, которые узел вновь запрашивает по очереди случайным образом. Такой поиск называется поиском с помощью метода блужданий (random walk).

Примечательной особенностью сети Gnutella2 является возможность размножения информации о файле в сети без копирования самого файла, что очень полезно с точки зрения отслеживания вирусов. Для передаваемых пакетов в сети разработан собственный формат, похожий на XML, гибко реализующий возможность наращивания функциональности сети путем добавления дополнительной служебной информации. Запросы и списки ID ключевых слов пересылаются на концентраторы по UDP.

Вот перечень наиболее распространенных клиентских программ для Gnutella и Gnutella2: Shareaza, Kiwi, Alpha, Morpheus, Gnucleus, Adagio Pocket G2 (Windows Pocket PC), FileScope, iMesh, MLDonkey

Пиринговые сети

Однора́нговые , децентрализо́ванные или пи́ринговые (от англ. peer-to-peer, P2P - точка-точка) сети - это компьютерные сети , основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы , а каждый узел (peer) является как клиентом , так и сервером. В отличие от архитектуры клиент-сервера , такая организация позволяет сохранять работоспособность сети при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.Так сказать "С глазу на глаз".

Впервые фраза «peer-to-peer» была использована в году Парбауэллом Йохнухуйтсманом (Parbawell Yohnuhuitsman) при разработке архитектуры Advanced Peer to Peer Networking фирмы

Устройство одноранговой сети

Например, в сети есть 12 машин, при этом любая может связаться с любой. В качестве клиента (потребителя ресурсов) каждая из этих машин может посылать запросы на предоставление каких-либо ресурсов другим машинам в пределах этой сети и получать их. Как сервер, каждая машина должна обрабатывать запросы от других машин в сети, отсылать то, что было запрошено, а также выполнять некоторые вспомогательные и административные функции.

Любой член данной сети не гарантирует никому своего присутствия на постоянной основе. Он может появляться и исчезать в любой момент времени. Но при достижении определённого критического размера сети наступает такой момент, что в сети одновременно существует множество серверов с одинаковыми функциями.

Частично децентрализованные (гибридные) сети

Помимо чистых P2P-сетей, существуют так называемые гибридные сети, в которых существуют сервера , используемые для координации работы, поиска или предоставления информации о существующих машинах сети и их статусе (on-line, off-line и т. д.). Гибридные сети сочетают скорость централизованных сетей и надёжность децентрализованных благодаря гибридным схемам с независимыми индексационными серверами, синхронизирующими информацию между собой. При выходе из строя одного или нескольких серверов, сеть продолжает функционировать. К частично децентрализованным файлообменным сетям относятся например EDonkey ,

Пиринговая файлообменная сеть

Обычно в таких сетях обмениваются фильмами и музыкой, что является извечной головной болью видеоиздательских и звукозаписывающих компаний, которым такое положение дел очень не по душе. Проблем им добавляет тот факт, что пресечь распространение файла в децентрализованной пиринговой сети технически невозможно - для этого потребуется физически отключить от сети все машины, на которых лежит этот файл, а таких машин (см. выше) может быть очень и очень много - в зависимости от популярности файла их число может достигать сотен тысяч. В последнее время видеоиздатели и звукозаписывающие компании начали подавать в суд на отдельных пользователей таких сетей, обвиняя их в незаконном распространении музыки и видео.

Известные децентрализованные и гибридные сети

Пиринговые сети для новичков описаны в статье: Файлообменные программы

  • ED2K она-же eDonkey2000 - сеть централизованного типа, крупнейшая из ныне существующих файлообменных сетей. Поиск выполняют специализированные серверы, связанные между собой. Клиенты самостоятельно обмениваются по протоколу MFTP . Компания MetaMachine разработчики исходной концепции и первого клиента основанного на веб-интерфейсе (Edonkey 2000 v1.4.5)в 2005 году прекратили поддержку этого проекта, однако сеть продолжает функционировать за счет более совершенного и более мощного клиента eMule , который использует механизмы - представляет из себя слабо связанные между собой выделенные сервера для поиска (хабы). Хабы Direct Connect очень удобны для организации файлового обмена в локальных сетях.
  • Advanced Direct Connect - эволюционное развитие сетей Direct Connect с устранение основных недостатков.
  • FastTrack , iMesh - первоначально была реализована в KaZaA …
  • giFT (mlDonkey.
  • Shareaza , BearShare , Phex .
  • Shareaza .
  • Ares - файлообменная сеть для любых файлов.
  • проприетарный протокол. Весь поиск происходит через центральный сервер, на котором есть бесплатная регистрация и платная подписка (официальный сайт). Клиенты: mlDonkey, SolarSeek .
  • Entropy - анонимные и устойчивые к цензуре файлообменные сети.
  • Blubster, Piolet , RockItNet.
  • NEOnet - частично-децентрализованая коммерческая сеть на условно-платной основе. Является специфической вспомогательной модификацией протокола DHT при работе в отделенном коммерческом сегменте сети Gnutella1 , поддерживаемом с помощью клиента Morpheus . Свойства криптографической защиты и сетевой анонимности в сети NeoNet не поддерживаются.
  • Tesla - Возможно, содержит MalWare.
  • Filetopia - потенциально безопасная сеть для обмена самым разным контентом.
  • MUTE - Клиенты: MFC Mute , Napshare .
  • Peer2Mail - принципиально это даже не пиринговая сеть, а разновидность ПО позволяющего передавать файлы между двумя хостами (peer-to-peer), используя почтовые сервисы в качестве роутера. Технология передачи файлов основана на инкапсуляции в SMTP-протокол.
  • Ants p2p - открытая P2P-сеть 3-го поколения повышенной безопасности. клиент.
  • Anthill - система(сеть) академического исследования сложных адаптивных систем, основанных на Rodi - поддерживает поиск по содержанию файлов. AppleJuice - частично децентрализованная сеть (как eDonkey).
  • BeOS.
  • - глобальный виртуальный диск для обмена файлами с авторизацией и шифрованием.
  • ProxyShare - новая высокоскоростная сеть с больши́ми возможностями.
  • Acquisition - сеть и клиент для Mac.
  • RShare - анонимная открытая P2P -сеть.
  • Marabunta - альтернативная пиринговая система ориентированная исключительно на предоставление услуг обмена мгновенными сообщениями на общей доске объявлений (P2P-chat) . Программа в основном рассчитана на применение в локальных сетях, и потому не содержит возможностей автообновления нод-листа (его приходится пополнять вручную) . При наличии постоянных IP-адресов реципиентов, может работать и в интернете, однако встроенная функция bootstrap с серверов разработчиков не работоспособна из-за того, что с 2006 года проект практически перестал развиваться.
  • SKad или OpenKAD - модификация протокола Winny . Дальнейше развитие этой сети в сторону сетевой анонимности привело к появлению программы Share . И на сегодняшний день существует и третья версия под управлением программы Perfect Dark . К сожалению все три версии сети SKad развивались паралельно и хотя они имеют много общего, но из-за видоизменения процедуры кодирования нод-листа в сторону более жесткого шифрования, они не совместимы между собой. Таким образом все три программы образовали три идентичные сети с разными степенями защищенности.
  • - Собственническое ПО от Microsoft.
  • P-Grid - самоорганизующаяся децентрализованная сеть.
  • P2PTV - сеть телевизионных каналов.
  • KoffeePhoto - сеть для обмена фотографиями.
  • Poisoned – программа для работы с файлообменными сетями Gnutella, OpenFT, FastTrack в среде операционной системы Mac OS X . Представляет собой графический интерфейс для фонового приложения giFT.

Пиринговые сети распределенных вычислений

Технология пиринговых сетей (не подвергающихся квазисинхронному исчислению) применяется также для распределённых вычислений . Они позволяют в сравнительно очень короткие сроки выполнять поистине огромный объём вычислений, который даже на суперкомпьютерах потребовал бы, в зависимости от сложности задачи, многих лет и даже столетий работы. Такая производительность достигается благодаря тому, что некоторая глобальная задача разбивается на большое количество блоков, которые одновременно выполняются сотнями тысяч компьютеров, принимающими участие в проекте.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пиринговые сети" в других словарях:

    Одноранговые, децентрализованные или пиринговые (от англ. peer to peer, P2P точка точка) сети это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом,… … Википедия

    Опорная сеть Интернета (англ. Internet backbone) главные магистрали передачи данных между огромными, стратегически взаимосвязанными сетями и основными маршрутизаторами в Интернете. Эти магистрали передачи данных контролируются… … Википедия

    Запрос «P2P» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Одноранговая, децентрализованная или пиринговая (от англ. peer to peer, P2P равный к равному) сеть это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. В такой … Википедия

Бесплатный P2P-клиент с открытым кодом, для работы с сетью Direct Connect. Позволяет свободно скачивать файлы, расшаренные другими пользователями этой сети.

О пиринговых сетях (p2p)

Сеть Direct Connect по своей структуре чем-то напоминает тот же BitTorrent .

Хаб Хаб (англ. hub, ступица колеса, центр) - узел сети.

Трекер - сервер сети BitTorrent, координирующий её клиентов.

Здесь тоже нет централизованной системы поиска, а для того, чтоб найти какой-либо файл, нужно посетить один из специальных серверов – хабов (аналогично трекерам на BitTorrent).

Соединившись с хабом, Вы получите список пользователей, подключенных к нему. Однако соединение может не произойти, если Вы не расшарили (не выложили для скачивания) нужного объема информации. Обычно от 2 до 10 Гб.

Если соединение все же произошло, то Вы имеете возможность либо ввести на поиск имя интересующего Вас файла, либо вести поиск вручную, заходя к каждому пользователю.

Принцип работы сети должен быть в общих чертах понятен. Теперь приступим к рассмотрению самого клиента для Direct Connection.

Установка StrongDC++

Скачав архив с программой, запускаем исполняемый файл и программа установится в папку «Program files» на вашем компьютере.

Если в конце установки Вы не убрали соответствующую галочку, то программа автоматически запустится.

Данная версия уже на русском языке, но если Вы скачали английскую версию, то русифицировать программу можно с помощью соответствующего файла с расширением xml , лежащего в нашем архиве с программой.

Когда русификатор скачан, его нужно установить. Для этого выбираем в меню настроек программы пункт «Appearance» и в поле Language file нажмем кнопку «Browse», чтобы выбрать местоположение файла sDC+++russian.xml (название файла русификатора).

После проведения всех манипуляций перезапустите программу и получите полнофункциональную русскую версию!

Настройка StrongDC++

Теперь настроим уже русскую версию Strong DC ++.

Ник - уникальное имя в системе.

В меню «Общие» следует указать свой ник, E-mail, а также скорость отдачи файлов. Поле «Описание» можно оставить пустым (это типа Ваш комментарий).

IP-адрес - цифровой адрес компьютера в сети, например: 192.0.3.244.

В «Настройках соединения» можно указать свой IP-адрес и некоторые другие данные. Особое внимание следует обратить на «Настройки входящих соединений».

Лучше использовать пассивное соединение через файервол (в противном случае файлы других пользователей у Вас не будут отображаться).

Прокси-сервер - промежуточный сервер.

Трафик исходящих соединений можно перенаправить на прокси сервер, а можно оставить напрямую (скорость будет выше).

Затем выберем пункт «Скачка» и настроим папки для скачки по умолчанию и для хранения временных файлов.

А теперь – самое главное!!! Надо расшарить свои файлы. Для этого заходим в меню «Мои файлы (шара)» и в открывшемся справа окошке выбираем те файлы и папки, к которым Вы хотите открыть доступ.

После того, как Вы выберите какой-либо файл, у Вас отобразится следующее окно прогресса.

Начало работы с StrongDC++

По истечению хеширования файлов, можно уже приступать к непосредственной работе с программой. Нажмите кнопку «OK» внизу и перед Вами появится главное окно программы.

Для того чтобы начать поиск нужных файлов, первым делом придётся подключиться к одному из многочисленных хабов.

Для этого следует нажать кнопку «Инет хабы» на панели инструментов, а далее выбрать один из списков инет хаб-листов и нажать кнопку «Обновить».

Юзер (англ. user ) - пользователь.

Если Вы знаете имя нужного Вам хаба или конкретного юзера, то проще производить поиск, используя фильтр.

Когда нужный хаб найден, можно переходить к нему, дважды кликнув левой кнопкой мыши по названию. Если объем расшаренных Вами данных соответствует требованиям хаба, то Вы увидите приблизительно такое окно:

Обратите внимание на наличие закладок под основным окном. При помощи этих закладок в Strong DC++ осуществляется вся навигация. Управлять закладками можно нажатием правой кнопки мыши.

Интерфейс StrongDC++

Основное пространство занимает чат – очень выгодная вещь. Он будет полезен, начиная c того, чтобы «просто поболтать», до возможности узнать у других, где найти ту или иную информацию, если поиск не помог.

Справа от чата находится список юзеров, которые в данный момент присутствуют на хабе. Цвета, которыми написаны имена пользователей, несут дополнительную информацию.

Ручной поиск файлов для скачивания

Рассмотрим взаимодействие при помощи ручного поиска. Возле каждого из пользователей есть индикатор количества расшаренных файлов. Если у Вас не очень высокая скорость соединения, то лучше выбирайте тех, у кого объем файлов поменьше.

Теперь, когда в «Статусе» появится сигнал о том, что список файлов скачан, внизу откроется еще одна закладка, на которой можно будет посмотреть, какие файлы находятся на компьютере у выбранного Вами юзера.

Чтобы скачать выбранный файл, нажмите на нем правой кнопкой мыши и выберите – «Скачать».

Точно так же мы поступаем, пользуясь поиском. В поисковой строке вводим название нужного нам файла и ждем.

После окончания поиска внизу Вы увидите список юзеров, которые обладают этим файлом. Вы выбираете одного из них, подключаетесь к нему и скачиваете нужные данные.

Выводы

Несмотря на многочисленные преимущества сети DC++, существуют и некоторые недостатки. Конкретно их два. Невозможность скачивания файла, если отключился источник (тот, у кого этот файл есть). И второй недостаток – это, иногда, очень долгая очередь на скачивание.

В целом же система очень даже интересная, а удобной ее делает использование программы StrongDC++.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Предшественниками сети P2P были FTP-серверы, к которым удобнее всего подключаться с помощью вот этой программы:
FTP-клиент FileZilla https://www..php

При беглом знакомстве с литературой обнаруживается множество различных толкований понятия Peer-to-Peer, отличающихся в основном спектром включаемых особенностей.

Самые строгие определения «чистой» одноранговой сети трактуют ее как полностью распределенную систему, в которой все узлы являются абсолютно равноправными с точки зрения функциональности и выполняемых задач. Такому определению не соответствуют системы, основанные на идее «суперузлов» (узлов, исполняющих роль динамически назначаемых локальных мини-серверов), например Kazaa (хотя это не мешает ее широкому признанию в качестве сети P2P, или системы, использующей некоторую централизованную серверную инфраструктуру для выполнения подмножества вспомогательных задач: самонастройки, управления репутационным рейтингом и т. п.).

Согласно более широкому определению, P2P есть класс приложений, которые используют ресурсы, - жесткие диски, циклы процессора, контент, - доступные на краю облака Интернета. В то же время оно подходит и для систем, применяющих для своего функционирования централизованные серверы (таких как SETI@home, системы мгновенных сообщений или даже печально известная сеть Napster), а также различных приложений из области grid-вычислений (решетчатых вычислений).

В итоге, если говорить честно, единой точки зрения на то, что является и что не является сетью P2P, нет. Наличие множества определений, скорее всего, объясняется тем, что системы или приложения называются P2P вследствие не своих внутренних операций или архитектуры, а того, как они воспринимаются внешне, т. е. обеспечивают ли впечатление прямого взаимодействия между компьютерами.

В то же время многие сходятся во мнении, что главные для архитектуры P2P следующие характеристики:

  • разделение компьютерных ресурсов путем прямого обмена без помощи посредников. Иногда могут использоваться централизованные серверы для выполнения специфических задач (самонастройка, добавление новых узлов, получение глобальных ключей для шифрования данных). Поскольку узлы одноранговой сети не могут полагаться на центральный сервер, координирующий обмен контентом и операции во всей сети, требуется, чтобы они независимо и односторонне принимали активное участие в выполнении таких задач, как поиск для других узлов, локализация или кэширование контента, маршрутизация информации и сообщений, соединение с соседними узлами и его разрыв, шифрование и верификация контента и др.;
  • способность рассматривать нестабильность и непостоянство соединений как норму, автоматически адаптируясь к их разрывам и отказам компьютеров, а также к переменному количеству узлов.

Исходя из этих требований ряд специалистов предлагает такое определение (его стиль несколько напоминает патентный, но если попытаться его упростить, то получится только хуже): сеть P2P является распределенной системой, содержащей взаимосвязанные узлы, способные к самоорганизации в сетевую топологию с целью разделения ресурсов, таких как контент, циклы процессора, устройства хранения и полоса пропускания, адаптирующейся к отказам и переменному числу узлов, поддерживая при этом приемлемый уровень связности и производительности без необходимости в посредниках или поддержке глобального центрального сервера.

Здесь самое время порассуждать об особенностях вычислений в grid- и P2P-системах. И те и другие представляют два подхода к распределенным вычислениям с использованием разделяемых ресурсов в крупномасштабном компьютерном сообществе.

Вычислительные решетки - это распределенные системы, которые предусматривают крупномасштабное координированное использование и разделение географически распределенных ресурсов, базирующиеся на постоянных стандартизованных сервисных инфраструктурах и предназначенные преимущественно для высокопроизводительных вычислений. При расширении эти системы начинают требовать решения проблем самоконфигурирования и устойчивости к сбоям. В свою очередь, P2P-системы изначально ориентированы на нестабильность, переменное количество узлов в сети, устойчивость к отказам и самоадаптацию. К настоящему времени разработчики в области P2P создали в основном вертикально интегрированные приложения и не заботились об определении общих протоколов и стандартизованных инфраструктур для взаимодействия.

Однако по мере развития технологии P2P и использования более сложных приложений, таких как распределение структурированного контента, совместная работа на ПК и сетевые вычисления, ожидается конвергенция P2P- и grid-вычислений.

Классификация P2P-приложений

Архитектуры P2P использовались для множества приложений разных категорий. Приведем краткое описание некоторых из них.

Коммуникации и сотрудничество. Эта категория включает системы, обеспечивающие инфраструктуру для прямых, обычно в режиме реального времени, коммуникаций и сотрудничества между равноправными компьютерами. Примерами могут служить чат и служба мгновенных сообщений.

Распределенные вычисления. Целью этих систем является объединение вычислительных возможностей равноправных узлов для решения задач с интенсивными вычислениями. Для этого задача разбивается на ряд небольших подзадач, которые распределяются по разным узлам. Результат их работы возвращается затем хосту. Примеры таких систем - проекты SETI@home, genome@ home и ряд других.

Системы баз данных. Значительные усилия были затрачены на разработку распределенных баз данных, основанных на P2P-инфраструктуре. В частности, была предложена локальная реляционная модель (Local Relational Model), предполагающая, что набор всех данных, хранимых в P2P-сети, состоит из несовместимых локальных реляционных баз данных (т. е. не удовлетворяющих заданным ограничениям целостности), взаимосвязанных с помощью «посредников», которые определяют трансляционные правила и семантические зависимости между ними.

Распределение контента. К этой категории относится большинство современных P2P-сетей, включающих системы и инфраструктуры, разработанные для разделения цифровой аудиовизуальной информации и других данных между пользователями. Спектр таких систем для распределения контента начинается от относительно простых приложений для прямого разделения файлов и простирается до более сложных, которые создают распределенные среды хранения, обеспечивающие безопасность и эффективные организацию, индексацию, поиск, обновление и извлечение данных. В качестве примеров можно привести позднюю сеть Napster, Gnutella, Kazaa, Freenet и Groove. В дальнейшем мы сфокусируем внимание именно на этом классе сетей.

Распределение контента в сетях P2P

В самом типичном случае такие системы образуют распределенную среду хранения, в которой можно выполнить публикацию, поиск и извлечение файлов пользователями этой сети. По мере усложнения в ней могут появляться нефункциональные особенности, такие как обеспечение безопасности, анонимности, равнодоступности, масштабируемости, а также управление ресурсами и организационные возможности. Современные технологии P2P можно классифицировать следующим образом.

Приложения P2P. В эту категорию входят системы распределения контента, базирующиеся на технологии P2P. В зависимости от назначения и сложности их уместно подразделить на две подгруппы:

  • системы обмена файлами , предназначенные для простого одноразового обмена между компьютерами. В таких системах создается сеть равноправных узлов и обеспечиваются средства для поиска и передачи файлов между ними. В типичном случае это «легковесные» приложения с качеством обслуживания «по мере возможности» (best effort), не заботящиеся о безопасности, доступности и живучести;
  • системы для публикации и хранения контента . Такие системы предоставляют среду распределенного хранения, в которой пользователи могут публиковать, сохранять и распределять контент, при этом поддерживаются безопасность и надежность. Доступ к такому контенту контролируется, и узлы должны обладать соответствующими привилегиями для его получения. Основными задачами таких систем являются обеспечение безопасности данных и живучести сети, и зачастую их главная цель заключается в создании средств для идентифицируемости, анонимности, а также управления контентом (обновление, удаление, контроль версий).
  • определение адреса и маршрутизация. Любая P2P-система распределения контента опирается на сеть равноправных узлов, внутри которой узлы и контент должны эффективно локализоваться, а запросы и ответы - маршрутизироваться, и при этом обеспечиваться отказоустойчивость. Для выполнения этих требований были разработаны различные инфраструктуры и алгоритмы;
  • обеспечение анонимности. P2P-базированные инфраструктурные системы должны разрабатываться с целью обеспечения анонимности пользователя;
  • репутационный менеджмент. В сетях P2P отсутствует центральный орган для управления репутационной информацией о пользователях и их поведении. Поэтому она располагается на множестве разных узлов. Для того чтобы гарантировать ее безопасность, актуальность и доступность во всей сети, необходимо иметь сложную инфраструктуру управления репутациями.

Локализация и маршрутизация распределенных объектов в сетях P2P

Функционирование любой P2P-системы распределения контента опирается на узлы и соединения между ними. Эта сеть образуется поверх и независимо от базовой (в типичном случае IP) и поэтому часто называется оверлейной. Топология, структура, степень централизации оверлейной сети, механизмы локализации и маршрутизации, которые в ней используются для передачи сообщений и контента, являются решающими для работы системы, поскольку они воздействуют на ее отказоустойчивость, производительность, масштабируемость и безопасность. Оверлейные сети различаются по степени централизации и структуре.

Централизация. Хотя самое строгое определение предполагает, что оверлейные сети полностью децентрализованы, на практике этого не всегда придерживаются, и встречаются системы с той или иной степенью централизации. В частности, выделяют три их категории:

  • полностью децентрализованные архитектуры. Все узлы в сети выполняют одинаковые задачи, действуя как серверы и клиенты, и не существует центра, координирующего их активность;
  • частично централизованные архитектуры. Базис здесь тот же, что и в предыдущем случае, однако некоторые из узлов играют более важную роль, действуя как локальные центральные индексы для файлов, разделяемых локальными узлами. Способы присвоения таким суперузлам их роли в сети в разных системах варьируются. Важно, однако, отметить, что эти суперузлы не являются единой точкой отказа для сети P2P, так как назначаются динамически и в случае отказа сеть автоматически передает их функции другим узлам;
  • гибридные децентрализованные архитектуры. В таких системах имеется центральный сервер, который облегчает взаимодействие между узлами посредством управления директорией метаданных, описывающей хранимые на них разделяемые файлы. Хотя сквозное взаимодействие и обмен последними может осуществляться непосредственно между двумя узлами, центральные серверы облегчают этот процесс, просматривая и идентифицируя узлы, хранящие файлы.

Очевидно, в этих архитектурах имеется единая точка отказа - центральный сервер.

Сетевая структура характеризует, создается ли оверлейная сеть недетерминировано (ad hoc), по мере того как добавляются узлы и контент, или базируется на специальных правилах. С точки зрения структуры сети P2P делятся на две категории:

  • неструктурированные. Размещение контента (файлов) в них никак не связано с топологией оверлейной сети, в типичных случаях его нужно локализовать. Механизмы поиска варьируются от методов грубой силы, таких как лавинное распространение запросов способами «сначала вширь» (breadth-first) или «сначала вглубь» (depth-first) - до тех пор пока желаемый контент не будет найден, до более софистических стратегий, предполагающих использование метода случайного блуждания и индексацию маршрутов. Механизмы поиска, применяемые в неструктурированных сетях, имеют очевидное влияние на доступность, масштабируемость и надежность.

Неструктурированные системы более подходят для сетей с непостоянным числом узлов. Примерами являются Napster, Gnutella, Kazaa, Edutella и ряд других;

  • структурированные. Появление таких сетей в первую очередь было связано с попытками решить проблемы масштабируемости, с которыми первоначально столкнулись неструктурированные системы. В структурированных сетях оверлейная топология строго контролируется, и файлы (или указатели на них) размещаются в строго определенных местах. Эти системы, по сути, обеспечивают соответствие между контентом (скажем, идентификатором файла) и его расположением (например, адресом узла) в форме распределенной маршрутной таблицы, так что запросы могут быть эффективно направлены узлу с искомым контентом.

Структурированные системы (к ним относятся Chord, CAN (Content Addressable Network), Tapestry и ряд других) предоставляют масштабируемые решения для поиска по точному совпадению, т. е. для запросов, в которых известен точный идентификатор нужных данных. Их недостатком является сложность управления структурой, требуемая для эффективной маршрутизации сообщений в среде с переменным числом узлов.

Сети, занимающие промежуточное положение между структурированными и неструктурированными, имеют название слабоструктурированных. Хотя данные о локализации контента в них указываются не полностью, они, тем не менее, способствуют поиску маршрута (типичный пример такой сети - Freenet).

Теперь обсудим более подробно оверлейные сети с точки зрения их структуры и степени централизации.

Неструктурированные архитектуры

Начнем с полностью децентрализованных архитектур (см. приведенное выше определение). Самым интересным представителем таких сетей является Gnutella. Подобно большинству P2P-систем, она строит виртуальную оверлейную сеть с собственным механизмом маршрутизации, позволяя своим пользователям разделять файлы. В сети отсутствует какая-либо централизованная координация операций, и узлы соединяются друг с другом непосредственно с помощью ПО, которое функционирует и как клиент, и как сервер (его пользователей называют servents - от SERVers + cliENTS).

В качестве базового сетевого протокола Gnutella применяет IP, тогда как коммуникации между узлами определяются протоколом прикладного уровня, поддерживающим четыре типа сообщений:

  • Ping - запрос к определенному хосту с целью объявить о себе;
  • Pong - ответ на сообщение Ping, содержащий IP-адрес, порт запрошенного хоста, а также количество и размеры разделяемых файлов;
  • Query - поисковый запрос. В него входят строка поиска и минимальные скоростные требования к отвечающему хосту;
  • Query Hits - ответ на запрос Query , включает IP-адрес, порт и скорость передачи отвечающего хоста, количество найденных файлов и набор их индексов.

После присоединения к сети Gnutella (посредством связи с узлами, обнаруженными в базах данных, таких как gnutellahosts.com) узел посылает сообщение Ping каким-нибудь связанным с ним хостам. Те отвечают сообщением Pong , идентифицируя себя, и рассылают сообщение Ping свом соседям.

В неструктурированной системе, подобной Gnutella, единственной возможностью локализовать файл является недетерминированный поиск, так как у узлов не было способа предположить, где он находится.

Первоначально в архитектуре Gnutella использовался лавинный (или широковещательный) механизм для распределения запросов Ping и Query : каждый узел направлял полученные сообщения всем своим соседям, а ответы шли по обратному пути. Чтобы ограничить потоки сообщений в сети, все они содержали в заголовке поле Time-to-Live (TTL). На транзитных узлах значение этого поля уменьшалось, и когда оно достигало значения 0, сообщение удалялось.

Описанный механизм реализовывался посредством присвоения сообщениям уникальных идентификаторов ID и наличия в хостах динамических маршрутных таблиц с идентификаторами сообщений и адресами узлов. Когда ответы содержат такой же ID, что и исходящие сообщения, хост обращается к маршрутной таблице, чтобы определить, по какому каналу направить ответ для разрыва петли.

Рис. 1. Пример механизма поиска в неструктурированной системе

Если узел получает сообщение Query Hit , в котором указано, что искомый файл находится на определенном компьютере, он инициирует загрузку посредством прямого соединения между двумя узлами. Механизм поиска приведен на рис. 1.

Частично централизованные системы во многом подобны полностью децентрализованным, но они используют концепцию суперузлов - компьютеров, которым динамически присваивается задача обслуживания небольшой части оверлейной сети с помощью индексирования и кэширования содержащихся в ней файлов. Они выбираются автоматически, исходя из их вычислительной мощности и полосы пропускания.

Суперузлы индексируют файлы, разделяемые подсоединенными к ним узлами, и в качестве proxy-серверов выполняют поиск от их имени. Поэтому все запросы первоначально направляются к суперузлам.

Частично централизованные системы обладают двумя преимуществами:

  • уменьшенным временем поиска по сравнению с предыдущими системами при отсутствии единой точки отказа;
  • эффективным использованием присущей P2P-сетям гетерогенности. В полностью децентрализованных системах все узлы нагружаются одинаково независимо от их вычислительной мощности, полосы пропускания каналов или возможностей систем хранения. В частично централизованных системах суперузлы берут на себя большую часть сетевой нагрузки.

Частично централизованной системой является сеть Kazaa.

Рис. 2 иллюстрирует пример типичной P2P-архитектуры с гибридной децентрализацией. На каждом клиентском компьютере хранятся файлы, разделяемые с остальной оверлейной сетью. Все клиенты соединены с центральным сервером, который управляет таблицами данных о зарегистрированных пользователях (IP-адрес, пропускная способность канала и т. п.) и списков файлов, имеющихся у каждого пользователя и разделяющихся в сети наряду с метаданными файлов (например, имя, время создания и т. п.).

Компьютер, который хочет войти в сообщество, подсоединяется к центральному серверу и сообщает ему о содержащихся на нем файлах. Клиентские узлы направляют запросы о них серверу. Тот производит поиск в индексной таблице и возвращает список пользователей, у которых они находятся.

Преимущество систем с гибридной децентрализацией заключается в том, что они просто реализуются, а поиск файлов выполняется быстро и эффективно. К основным недостаткам следует причислить уязвимость для контроля, цензуры и правовых действий, атак и технических отказов, поскольку разделяемый контент или, по крайней мере, его описание управляется одной организацией, компанией или пользователем. Более того, такая система плохо масштабируется, так как ее возможности ограничиваются размером БД сервера и его способностью отвечать на запросы. Примером в данном случае может служить Napster.

Структурированные архитектуры

Разнообразные структурированные системы распределения контента используют различные механизмы для маршрутизации сообщений и нахождения данных. Мы остановимся на наиболее знакомой украинским пользователям - Freenet.

Данная оверлейная сеть принадлежит к числу слабоструктурированных. Напомним, что главной их характеристикой является способность узлов определять (не централизованно!), где с наибольшей вероятностью хранится тот или иной контент на базе таблиц маршрутизации, где указано соответствие между контентом (идентификатором файла) и его локализацией (адресом узла). Это предоставляет им возможность избегать слепого широковещательного распространения запросов. Взамен применяется метод цепочки, в соответствии с которым каждый узел принимает локальное решение, куда далее направить сообщение.

Freenet - типичный пример полностью децентрализованной слабоструктурированной системы распределения контента. Она функционирует как самоорганизующаяся одноранговая сеть, собирая в пул неиспользуемое дисковое пространство компьютеров с целью создания общей виртуальной файловой системы.

Файлы в Freenet идентифицируются с помощью уникальных двоичных ключей. Поддерживаются три типа ключей, простейший из них базируется на применении хэш-функции к короткой дескриптивной текстовой строке, которая сопровождает любой файл, сохраняемый в сети его владельцем.

Каждый узел сети Freenet управляет своим собственным локальным хранилищем данных, делая его доступным для чтения и записи остальными, так же как и динамическую таблицу маршрутизации, содержащую адреса других узлов и хранимых ими файлов. Чтобы найти файл, пользователь посылает запрос, содержащий ключ и косвенное значение времени жизни, выраженное посредством максимально допустимого количества пройденных транзитных узлов (hops-to-live).

Freenet использует следующие типы сообщений, каждое из которых включает идентификатор узла (для обнаружения петель), значение hops-to-live и идентификаторы источника и получателя:

  • Data insert - узел, помещающий новые данные в сеть (в сообщении находятся ключ и данные (файл));
  • Data request - запрос определенного файла (в него входит ключ);
  • Data reply - ответ, когда файл найден (в сообщение включается файл);
  • Data failed - ошибка в поиске файла (указываются узел и причина ошибки).

Для присоединения к Freenet компьютеры прежде всего определяют адрес одного или более существующих узлов, а затем отправляют сообщения Data insert .

Чтобы поместить новый файл в сеть, узел сначала вычисляет его двоичный ключ и посылает сообщение Data insert себе. Любой узел, получивший такое сообщение, сначала проверяет, не используется ли уже этот ключ. Если нет, то он ищет ближайший (в смысле лексикографического расстояния) в своей маршрутной таблице и направляет сообщение (с данными) соответствующему узлу. С помощью описанного механизма новые файлы размещаются на узлах, уже владеющих файлами с подобными ключами.

Это продолжается до тех пор, пока не исчерпается лимит hops-to-live . Таким образом, распространяемый файл разместится более чем на одном узле. Во то же время все узлы, вовлеченные в процесс, обновят свои маршрутные таблицы - таков механизм, посредством которого новые узлы анонсируют свое присутствие в сети. Если предел hops-to-live достигнут без коллизии значений ключей, сообщение «все корректно» будет доставлено обратно к источнику, информируя его, что файл помещен в сеть успешно. Если же ключ уже используется, узел возвращает существующий файл, как будто именно он был запрошен. Таким образом, попытка подмены файлов приведет к распространению их дальше.

При получении узлом запроса на хранящийся на нем файл поиск останавливается и данные направляются к его инициатору. Если требуемого файла нет, узел передает запрос к соседнему, на котором он с большой вероятностью может находиться. Адрес отыскивается в маршрутной таблице по ближайшему ключу, и т. д. Заметим, что здесь приведен упрощенный алгоритм поиска, дающий лишь общую картину функционирования сети Freenet.

На этом мы, пожалуй, закончим весьма конспективный обзор технологий P2P и затронем тему использования их в бизнесе. Несложно выделить ряд преимуществ P2P-архитектуры перед клиент-серверной, которые будут востребованы в деловой среде:

  • высокая надежность и доступность приложений в децентрализованных системах, что объясняется отсутствием единой точки отказа и распределенным характером хранения информации;
  • лучшая утилизация ресурсов, будь то пропускная способность каналов связи, циклы процессора или место на жестких дисках. Дублирование рабочей информации также существенно снижает (но не исключает полностью) потребность в резервном копировании;
  • простота развертывания системы и легкость использования за счет того, что одни и те же программные модули выполняют и клиентские, и серверные функции - особенно когда речь идет о работе в локальной сети.

Потенциальные возможности сетей P2P оказались столь велики, что Hewlett-Packard, IBM и Intel инициировали создание рабочей группы с целью стандартизировать технологию для применения в коммерческих целях. В новой версии ОС Microsoft Windows Vista будут встроены средства для коллективной работы, позволяющие ноутбукам разделять данные с ближайшими соседями.

Первые сторонники этой технологии, такие как аэрокосмический гигант Boeing, нефтяная компания Amerada Hess и сама Intel, говорят, что ее использование уменьшает необходимость в приобретении высокоуровневых вычислительных систем, включая мэйнфреймы. Системы P2P могут также ослабить требования к пропускной способности сети, что важно для компаний, у которых возникают с этим проблемы.

Intel начала использовать технологию P2P в 1990 г., стремясь снизить расходы на разработку чипов. Компания создала собственную систему, названную NetBatch, которая объединяет более 10 тыс. компьютеров, предоставляя инженерам доступ к глобально распределенным вычислительным ресурсам.

Boeing применяет распределенные вычисления для выполнения ресурсоемких тестовых испытаний. Компания использует Napster-подобную модель сети, в которой серверы направляют трафик к назначенным узлам. «Нет такого одного компьютера, который отвечал бы нашим требованиям», - говорит Кен Невес (Ken Neves), директор исследовательского подразделения.

Потенциал технологий P2P привлек внимание и венчурного капитала. Так, Softbank Venture Capital инвестировал 13 млн долл. в компанию United Device, разрабатывающую технологии для трех рынков: вычисления для биотехнологической индустрии, качество обслуживания (QoS) и нагрузочные тесты для Web-сайтов, а также индексирование контента на базе метода «червячного» поиска, используемого рядом машин в Интернете.

В любом случае уже сегодня очевидны пять областей успешного применения сетей P2P. Это разделение файлов, разделение приложений, обеспечение целостности систем, распределенные вычисления и взаимодействие устройств. Нет сомнений, что в скором времени их станет еще больше.

Одноранговая сеть (Peer to Peer) - один из наиболее распространённых способов высокоскоростного сетевого взаимодействия, построенный поверх компьютерной сети младшего уровня. Основной принцип работы Peer to Peer (Р2Р) - абсолютное равноправие между всеми пользователями. Как правило, в пиринговой (одноранговой) сети исключается какое-либо разграничение между главным сервером и компьютером клиента, а каждый сетевой узел занимается решением как серверных, так и пользовательских задач.

Пиринговые сети стали востребованными относительно недавно. Ещё десять лет назад абсолютной популярностью пользовались сети, имеющие архитектуру «клиент-сервер». Peer to Peer (Р2Р) удалось вытеснить своего предшественника, благодаря наличию целого ряда преимуществ:

  • анонимность - данные пользователей, задействованных в работе сети, хранятся без привлечения третьих лиц;
  • устойчивость - сеть продолжает работать даже в том случае, если большинство узлов одновременно отключится;
  • масштабируемость - пропускная способность сети имеет постоянную величину и исключается создание так называемого «узкого горлышка» в отдельно взятых точках, так как обмен данными может происходить непосредственно между крайними узлами.

Где применяется Peer to Peer (Р2Р)

Классическая область применения пиринговой сети Peer-to-Peer - децентрализованные файлообменники, например, всем известный протокол BitTorrent. Для поддержания стабильной работы ресурса, а также для обеспечения максимальной скорости, разработчиками используется одноранговая сеть Р2Р, которая предлагает наилучшую масштабируемость, что крайне важно при обмене большими файлами.

Современные ресурсы, славящиеся высоким уровнем анонимности и защищённости пользователя, как правило, используют одноранговые сети. Однако сервисы, подобные тому же «Тору», чаще всего, вызывают озабоченность, так как они являются идеальной площадкой для совершения нелегальных сделок, продажи запрещённых веществ, оружия и т. д. На сегодняшний день данным браузером пользуется свыше двух миллионов человек, а специалисты называют его Black Ethernet (Чёрный Интернет).

Одноранговые сети Р2Р используют криптовалютные платформы, в том числе и Bitcoin. Именно его разработчику, которым является Сатоши Накамото, удалось решить основную задачу - исключение возможности повторного использования одних и тех же средств. Для этого была создана уникальная блокчейн архитектура, работающая по принципу Proof-Of-Work (доказательство выполненной работы). Несмотря на то что сегодня существует колоссальное количество форков, биткоин остаётся наиболее востребованной криптомонетой.

Недостатки Peer to Peer (Р2Р)


Для того чтобы разместить свою платформу в пиринговой сети Р2Р, необходимо иметь колоссальный багаж знаний, так как придётся самостоятельно продумывать способы обеспечения безопасности. В «сырой» пиринговой сети (не имеющей централизованных сервисов) любой пользователь представляет собой потенциального нарушителя. В таком случае нельзя никому доверять. Для каждого разработчика, выбравшего одноранговую сеть Р2Р, обеспечение безопасности - непростая задача, ведь проблемы начинаются уже на первом этапе - создании идеальных условий аутентификации.

Теоретически - это невозможно, так как строгая одноранговая сеть Р2Р никак не связанна с глобальным центром сертификации. А без привлечения третьих лиц, располагающих обширной базой данных, и предлагающих возможность заключения предварительных контрактов, реализовать надёжную внутрисистемную проверку подлинности - нереально.

Другая, крайне серьёзная проблема, связанная с безопасностью пиринговых сетей Р2Р, - уязвимость перед хакерской атакой, которая называется Sybil. Она осуществляется путём внедрения в сеть посторонних узлов, имеющих уникальный идентификатор. Сама атака не несёт никакой угрозы одноранговой сети, однако является вспомогательным инструментом для осуществления целого ряда действий, которые ставят под удар безопасность платформы, работающей с Р2Р.

Актуальность Peer to Peer (Р2Р)

Согласно официальной статистике, базирующейся на данных Интернет-провайдеров, на одноранговые сети приходится около 75% всемирного трафика. Однако несмотря на колоссальное доверие разработчиков, пиринговые сети нельзя считать совершенными. Помимо вышеперечисленных проблем с безопасностью, Р2Р также подвержены так называемый timing-атакам, основанных на корреляции. Несмотря на то, что проведение подобных хакерских атак требует привлечения огромных мощностей, их реализация вполне реальна, например, для представителей спецслужб.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш